Вступить в ассоциацию

Экспертный совет по микрофинансированию обсудил омбудсмена, ЕПС и заемщиков МФО

28.12.2017
1307
Экспертный совет по микрофинансированию обсудил омбудсмена, ЕПС и заемщиков МФО

Члены Экспертного совета Банка России по микрофинансированию и кредитной кооперации обсудили вопросы введения института финансового омбудсмена, перехода микрофинансовых институтов на Единый план счетов и портрет заёмщика МФО в рамках заседания 20 декабря 2017 года.


Представители Банка России представили доклад по основным положениям законопроекта о финансовом уполномоченном. Согласно законопроекту, финансовый уполномоченный (омбудсмен) будет разрешать споры имущественного характера между финансовыми организациями и их клиентами. При этом финансирование деятельности финансового омбудсмена на первом этапе будет осуществлять Банк России, а затем оно ляжет на самих участников рынка. Размер взноса финансовой организации будет зависеть от размера компании и доли споров с компанией, которая была решена в пользу клиентов.
Предполагается, что в первую очередь омбудсмен начнёт работать на страховом рынке в части моторного страхования, затем – на микрофинансовом рынке. «Мы считаем, что все кредиторы должны подключиться к системе финансового уполномоченного одновременно в силу схожей природы отношений», - подчеркнула директор СРО «МиР» Елена Стратьева.
Также в рамках Экспертного совета представители Банка России и микрофинансового рынка обсудили переход МФИ на ЕПС. Мегарегулятор отметил, что для кредитных потребительских кооперативов срок перехода на Единый план счетов был отодвинут на 1 января 2019 года. Однако другие участники микрофинансового рынка должны перейти на новый план счетов в установленный ранее срок – для микрофинансовых организаций это 1 января 2018 года.
«Мы считаем правильным также перенести срок перехода на ЕПС и для микрокредитных компаний», - отметила Елена Стратьева.
Заместитель директора СРО «МиР» Андрей Паранич представил участникам заседания аналитическое исследование клиентов МФО.
В исследовании отмечается, что пересечение клиентских баз банков и МФО составляет не более 25%. Основную долю заемщиков МФО составляют люди со средним профессиональным образованием, квалифицированные работники в сегменте МСБ и сфере обслуживания, в то время как основную долю банковских клиентов составляют клиенты с высшим образованием, по профессии они чаще всего менеджеры различных уровней управления, занятые в финансовой и производственной сферах.
Анкеты МФО свидетельствуют о том, что в более 40% случаев причиной получения займа является «задержка зарплаты», а в 60% случаев причиной получения займа являются «неотложные нужды», и доля таких займов растет. То есть зачастую клиенты МФО могут строить только краткосрочные планы или не планируют вовсе, в то время как клиенты банков, обладающие более высоким уровнем образования, строят среднесрочные и долгосрочные планы и распоряжаются деньгами более рационально.
«Ввиду принципиально другой системы резервирования банки не готовы принимать риск по менее состоятельным клиентам, которые нуждаются в заемных средствах и вынуждены брать займы в МФО, - отметил Андрей Паранич. – Дальнейшее ограничение деятельности МФО приведёт к тому, что микрофинансовые продукты уйдут с финансового рынка, а клиенты МФО не смогут получить легального финансирования».

Источник: npmir.ru