Вступить в ассоциацию

Изменения Закона о ломбардах

05.03.2018
3074
Изменения Закона о ломбардах

26 февраля в Сети появился проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно: Минфин России планирует скорректировать деятельность потребительских кооперативов, ломбардов и микрофинансовых организаций путем внесения значительных изменений в соответствующие федеральные законы.

Чего ожидать ломбардам? Изменений немало, большинство из них ожидаемы или предсказуемы, другие удивляют.

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ. НАЧНЕМ С НЕПРИЯТНОГО

1. Предлагается присваивать статус ломбарда только юрлицу, сведения о котором внесены в Государственный реестр ломбардов.
2. Неприятно, но это не тот реестр, что месяц назад опубликован на сайте Банка России, это совершенно новый реестр: получение сведений из ЕГРЮЛ Банк России заменяет на предоставление их самой организацией и формирует реестр с нуля.
3. Документы по 11 пунктам – столько надо собрать, чтобы Банк России рассмотрел обращение компании. Помимо привычных для всех юрлиц бумаг, можно отметить свежие справки об отсутствии судимости у учредителей и руководства, актуальные Правила внутреннего контроля, документы на специальное должностное лицо, осуществляющее контроль ПОД/ФТ и др. После этого у Банка России есть 30 дней на решение.
4. Теперь внимание, цитата: «Ломбард не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, сведения о котором были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующего ломбарда». Как это будет выглядеть на практике – пока загадка. «Кто раньше встал, того и тапки?» – сейчас на рынке действует множество компаний с одинаковыми названиями, ведь организаций больше пяти тысяч, а идей для фантазии гораздо меньше. Много ломбардов Золотых, Первых, Алмазов, Капиталов и т. д. Неужели большинству организаций придется проходить перерегистрацию, менять уставные документы, бланки, вывески для исполнения данного пункта? Это даже не ребрендинг, это просто новая организация, получается, с огромными по ее масштабам расходами. Будем надеяться, в Проекте имеется в виду что-то другое, а не это.
5. Если вы не в реестре – вы не ломбард. Это, наверное, плохо. Хорошо, что вы не обязаны выполнять предъявляемые к ним требования. Обязательства наступают с даты внесения компании в реестр.
6. Рассмотрение документов на внесение в реестр платное – взимается государственная пошлина.
7. Банк России может отказаться считать вас ломбардом, если предоставленные документы не соответствуют законам и нормативным актам, представлены не полностью или содержат недостоверную информацию, если прошло менее года с даты исключения ломбарда из реестра за нарушения (см. ниже), если ломбард в реестре с таким или очень похожим названием в реестре уже есть, а также по некоторым другим, более глубоким или субъективным для конкретного исполнителя причинам.
8. В случае отказа можно подать заявку повторно, без проблем.
9. Если уж вы попали в реестр, постарайтесь из него не вылететь. Например, за неоднократные нарушения в течение года ФЗ о ломбардах, о ПОД/ФТ, о потребительском кредите, нормативных актов Банка России, за неисполнение в срок предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений и если вы не выдали ни одного займа – в этом случае снова подать заявку на включение можно будет не ранее чем через год.
10. Цитата: «Банк России может запрашивать и получать от ломбардов необходимые документы ‎и информацию, в том числе доступ к которым ограничен в соответствии ‎с федеральными законами», – разве после анкетирований у ломбардов еще осталось что-то тайное?

ТЕПЕРЬ К ПРИЯТНОМУ, НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО В НОВОМ БУДУЩЕМ ЛОМБАРДОВ:

11. Помимо займов под залог «движимых вещей», ломбардам разрешается сдавать в аренду (субаренду) недвижимое имущество и осуществлять деятельность банковского платежного агента» – например, выдавать займы на предоплаченные карты. Всё. Два вида. Негусто, планировалось серьезнее расширить возможности заработка ломбардов, например, хотя бы разрешить оказывать услуги по ремонту ювелирных изделий, но нет. Зато контролем за этой деятельностью НЕ будет заниматься Банк России.
12. Идем дальше: из 196-ФЗ исключается пункт о режиме работы ломбарда с 08 до 20 часов. Т. е. временное ограничение, установленное не так давно, признано неэффективным и устраняется.
13. Повышена ценовая планка для продажи невыкупленных вещей только с публичных торгов, сразу в 10 раз – до 300 тысяч рублей. Кстати, теперь они называются открытыми торгами. Прощай, аукцион.

ПОКА НЕПОНЯТНО, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ТАКИМ НОВШЕСТВАМ:

14. «Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи», – видимо, навеяно обязательным страхованием залогов по цене оценки.
15. Форма залогового билета устанавливается теперь Банком России, а не Правительством РФ (видимо, скоро ждать объединения Залогового билета и Договора займа).

Комментарии экспертов рынка.

Людмила Грибок, председатель правления Региональной ассоциации ломбардов, настроена более оптимистично, хотя и ее очень беспокоит порядок регистрации в Госреестре, а именно предоставление ПВК новыми организациями, которые еще не начали работу и, естественно, не могут скорректировать этот документ под свои процессы так, как этого требует закон. Второй крайне волнующий спикера момент – исключение из реестра при неоднократных нарушениях 115 и 353 ФЗ: «Ранее при обсуждении была формулировка «грубых нарушений», сейчас даже слово «грубые» убрали, а незначительных, не влекущих никаких негативных последствий для клиентов и общества нарушений у любой организации при каждой проверке находится достаточно».
Что касается пункта о наименованиях ломбарда, Людмила Грибок считает, что закон обратной силы не имеет и менять названия уже действующим компаниям не придется, требование совершенно справедливо распространяется на новых участников. «В этом есть плюсы для действующих компаний – защита их от мошенничества, недобросовестной конкуренции и репутационных рисков».

Сергей Соковников, председатель Ассоциации развития ломбардов: «При незначительных плюсах в целом мы рассматриваем законопроект негативно. Т. к. Банку России он дает право не принять любой ломбард в реестр. Это даже не заявление на принятие, это целый пакет документов, по каждому из которого может быть отказ конкретного проверяющего чиновника». Например? Не устроили его Правила внутреннего контроля (а такое часто бывает при проверках) – причем один и тот же документ может иметь разные замечания у разных проверяющих. И все по новой – документы, пошлина, ожидание…
«Полагаю, что при принятии законопроекта в таком виде этап отсева действующих компаний будет значительный, количество официальных ломбардов сократится на десятки процентов, – сетует спикер. – Мы ожидаем катастрофическое количество отказов на включение в реестр в начальный период. Причем часто по субъективным причинам, т. к. крайнее слово здесь за решением конкретного чиновника».
Другое опасение – право ЦБ исключать компании из реестра за длинный перечень нарушений. Большинство из них незначительны, формальны. Ни одна проверка не проходит без протокола о каком-нибудь нарушении – срока, полноты информации, формулировки и т. д. Здесь все ломбарды оказываются под прицелом, от вылета не застрахован никто.
Что касается наименований, Сергей Соковников уверен, что менять названия придется. «Сейчас около тысячи организаций имеют юридическое название «Ломбард», естественно, в таком виде войти в реестр они не смогут. Подобную ситуацию мы уже видели с МФО, и там у участников со схожими названиями возникли действительно большие проблемы».
Еще более председателя АРЛ заботит не сам законопроект, а реакция на него рынка. Очевидно, подадут документы на вступление в реестр не все компании, сейчас работающие в правовом поле и худо-бедно наладившие взаимодействие с регулятором. Другие будут отвержены по тем или иным причинам. Все они подадутся в серую зону. Итоги последних трех лет наблюдений показывают тренд на снижение портфеля займов ломбардов, в отличие от банков и МФО, которые удивляют темпами роста.

Алексей Лазутин, президент Национального объединения ломбардов, разделяет опасения коллег в связи с непростым входом и возможностью стремительного вылета из реестра, а также делает замечание: «Про предоставление ЛЮБОЙ информации ЦБ – крупные ломбарды теперь будут эшелонами возить в Банк России всякие отчеты, которые, по-хорошему, не всегда ему нужны».
Напомним, на 2019 год запланирован старт перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ, теперь еще намечается и вхождение в Государственный реестр. Вызовы этому бизнесу на ближайшее будущее значительно выше среднего уровня его компетенции. Эксперты с сожалением прогнозируют схлопывание исторически сложившегося, социально значимого как для клиентов, так и для предпринимателей частного, семейного бизнеса до нескольких крупных сетей, способных маневрировать в просторах правового беспредела.
И все же есть надежда, что при рассмотрении самые спорные позиции документа законотворцы смягчат или вовсе исключат, ведь это не просто сухие слова Закона, а чье-то счастье, дело жизни, надежды и планы на будущее свое и своих детей. Внушительные налоги в бюджеты, в конце концов. 

Источник: ZAIM.com