Вступить в ассоциацию

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за июнь 2018 года

08.09.2018
234
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за июнь 2018 года

Финансовые рынки

1. Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, «Российская газета», № 121, 06.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 11.06.2018, № 24, ст. 3390

Вступление в силу: 03.09.2018 (за исключением отдельных положений).

Федеральным законом:

  • учреждается должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг для рассмотрения обращений потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
  • определяется правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

В качестве финансового уполномоченного выступают:

  • главный финансовый уполномоченный;
  • финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

Сферы финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, определяются Советом директоров Банка России. Информация о сферах финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, размещается на официальном сайте Банка России и на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.

Финансовым уполномоченным может быть назначен:

  • гражданин РФ;
  • не моложе тридцати пяти лет;
  • с высшим юридическим или экономическим образованием (главным финансовым уполномоченным - с высшим юридическим образованием);
  • имеющий опыт работы в сфере финансового рынка, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке или защиты прав потребителей финансовых услуг в совокупности не менее пяти лет либо имеющий стаж работы судьей не менее десяти лет.

Банк России ведет реестр финансовых организаций, которые обязаны организовывать взаимодействие с финансовым уполномоченным (страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и др.), и перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

Федеральным законом определяются:

  • состав Службы финансового уполномоченного (Совет Службы, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, экспертный совет Службы и их полномочия);
  • материальное и социальное обеспечение деятельности финансового уполномоченного, а также положения о Фонде финансирования деятельности финансового уполномоченного;
  • порядок уплаты финансовыми организациями, включенными в указанные реестр либо в перечень, взносов для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного;
  • порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным (требования рассматриваются при условии, что их размер не превышает 500 тысяч рублей (за исключением отдельных обращений) либо если они вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет);
  • порядок участия финансового уполномоченного в достижении соглашения до принятия решения по обращению, порядок принятия решения финансового уполномоченного по обращению и исполнения решения;
  • последствия нарушения финансовыми организациями требований данного Федерального закона.

2. Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, «Российская газета», № 121, 06.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 11.06.2018, № 24, ст. 3400

Вступление в силу: 03.09.2018 (за исключением отдельных положений).

Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ приводит законодательные акты РФ в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»:

  • предусматривается, что уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • устанавливается, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;
  • в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • урегулированы взаимоотношения Банка России со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • внесены взаимосвязанные изменения, в том числе в Федеральные законы «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В исключительных случаях Президентом РФ могут устанавливаться особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности, включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности.

Мегарегулятор

3. Информационное письмо Банка России от 09.06.2018 № ИН-06-59/38 «О недобросовестных практиках, имеющих место в деятельности отдельных МФО»

Публикация: «Вестник Банка России», № 46, 15.06.2018.

Банк России информирует о недопустимости применения недобросовестных практик в деятельности микрофинансовых организаций (далее - МФО), которые могут повлечь существенные риски нарушения прав заемщиков МФО.

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает право МФО заключать договоры займа под залог недвижимого имущества, которое выступает в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору займа. При этом к заключению и исполнению договора залога недвижимого имущества предъявляются специальные требования, направленные на защиту прав залогодателя.

Вместе с этим в ряде случаев МФО используется практика, при которой одновременно с заключением договора займа заемщику предлагается вместо договора залога подписать одно из следующих соглашений (а также иные, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, документы), в том числе без указания даты их заключения:

- соглашение о предоставлении отступного путем передачи МФО объекта недвижимости заемщика;

- договор купли-продажи объекта недвижимости заемщика, принадлежащего ему на праве собственности (в том числе оцененного по цене существенно ниже рыночной);

- договор дарения объекта недвижимости заемщика.

По мнению Банка России, совершение вышеуказанных действий при введении потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно последствий заключаемых сделок (путем убеждения, что подобные действия являются обычной практикой при заключении договора займа, обеспеченного залогом недвижимого имущества; непредставления достаточной информации о характере и последствиях совершаемой сделки и пр.) свидетельствует о недобросовестности в действиях МФО.

Банк России обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, утвержденного Банком России 22.06.2017, применение недобросовестных практик в деятельности МФО не допускается.

С учетом изложенного в целях обеспечения надлежащей защиты прав заемщиков МФО, по мнению Банка России, в случае если стороны пришли к соглашению об обеспечении исполнения обязательств по договору займа за счет недвижимого имущества заемщика, такие отношения следует оформлять договором залога недвижимого имущества (ипотеки).

4. Информация Банка России от 15.06.2018 «Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности некоторых активов, принимаемых к расчету собственных средств управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании»

Публикация: «Вестник Банка России», № 49, 20.06.2018.

Совет директоров Банка России на заседании 1 июня 2018 года в целях применения Указания Банка России от 19 июля 2016 года № 4075-У «О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании» (далее - Указание) принял решение использовать следующие виды кредитных рейтингов АО «Эксперт РА» и АКРА (АО):

  • рейтинги АО «Эксперт РА» - рейтинги кредитоспособности банков, рейтинги кредитоспособности региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации, рейтинги кредитоспособности нефинансовых компаний, рейтинги кредитоспособности холдинговых компаний, рейтинги кредитоспособности проектных компаний, рейтинги кредитоспособности микрофинансовых организаций, рейтинги кредитоспособности лизинговых компаний и кредитные рейтинги долговых инструментов, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации;
  • рейтинги АКРА (АО) - кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации.
Источник: Российский Микрофинансовый Центр