Вступить в ассоциацию

Предложения по ФАТФ и ФинМониторингу в ювелирной отрасли

10.04.2017
2453
Предложения по ФАТФ и ФинМониторингу в ювелирной отрасли

Ювелирная отрасль.

«Предложения по ФАТФ и ФинМониторингу в ювелирной отрасли».

1.              Ювелирные изделия как объект потребления.

Купля-продажа ювелирных изделий регулируется ФЗ-115 (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). В основе закона использованы Рекомендации ФАТФ.

На сегодня множество факторов не позволяют относить ювелирные изделия к инструменту для легализации доходов: низкая ликвидность, и как следствие низкая цена при перепродаже; отношение потребителей к ювелирным изделиям как к художественным украшениям, а не как к средству накопления и сбережения.

С таким же успехом можно «легализовать» средства через любые другие товары – например, через мебель, телефоны и одежду. Но это будет невыгодно и убыточно, как и с ювелирными изделиями.

В советский период, когда отсутствовал частный бизнес, а монополия на валюту, драгоценные металлы и камни была государственной, население могло «инвестировать» только в ювелирные украшения.

На сегодня продажа ювелирных изделий происходит на рыночных условиях. Изменилась психология покупателя, украшения стали объектом потребления, а не накопления средств. 

2.              Риск-ориентированный подход и ФАТФ.

В основе ФЗ-115 лежат Рекомендации ФАТФ (Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения).

Если детально сравнить ФЗ-115 и Рекомендации ФАТФ в отношении ювелирной отрасли, то можно увидеть более высокий уровень контроля в ФЗ-115.


Согласно п.10 требования ФАТФ распространяются на торговцев ДМ и ДГ при их участии в операциях с клиентами с использованием наличных денег на сумму, равную или превышающую 15 000 долларов США/евро.

Однако, даже при превышении порогового значения наличных денег, используется подход основанный на оценке риска (риск-ориентированный).


3.                 Кого относить к дилерам и относятся ли к данным операциям ювелирные украшения?

Если исходить из практики на сегодня, то множество факторов не позволяют относить ювелирные изделия к инструменту для легализации доходов: низкая ликвидность, и как следствие низкая цена при перепродаже; отношение потребителей к ювелирным изделиям как к художественным украшениям, а не как к средству накопления и сбережения.

С таким же успехом можно «легализовать» средства через любые другие товары – например, через мебель, телефоны и одежду. Но это будет невыгодно и убыточно, как и с ювелирными изделиями.

Тем не менее, ФАТФ в 2008 году было издано «Руководство по применению подхода, основанного на оценке риска, для торговцев драгоценными металлами и камнями».

В целом субъекты ювелирной отрасли по ФЗ-115 и «Руководства ФАТФ по ДМ и ДК»  совпадают.


4.             Современные реалии по торговле ювелирными изделиями.

В сравнении с другими группами товаров, имеющих аналогичную цену на рынке, но которые не имеют регулирования по ФЗ-115, продажа ювелирных изделий оказывается в неравных условиях, ущемляется конкуренция.

Есть также несколько юридических нюансов:

·     Согласно ФЗ-115 покупатели ювелирных изделий в розничных магазинах, должны быть идентифицированы продавцом. Данные положения противоречат ГК РФ, так как ювелирные магазины предоставляют публичную оферту, а покупателю надо предъявлять паспорт, который он не обязан иметь при себе.

·     Также согласно положениям ФЗ-115 продавец не должен раскрывать покупателю цель идентификации, тем самым вводя последнего в заблуждение по поводу сбора информации на него.

Термин "Отмывание денег" – это проводимые владельцем денег действия призванные скрыть истинный источник поступления средств, и придать им вполне законный характер. При этом используются такие приемы, как множественные пересылки денег через доверенные компании, в ходе которых "теряется" не только первоисточник платежа, но и утаиваются налоги, ибо зачастую деньги обналичиваются.

Если исходить из риск-ориентированного подхода, то легализация через продажу ювелирных изделий не будет иметь экономического смысла.  Более интересны операции при движении наличных средств из бизнеса, например при скупке драгоценных металлов.

Контроль при скупке металлов даст хороший эффект, и позволит противодействовать легализации золота, а добросовестным игрокам ювелирного бизнеса увеличить обороты и соответственно налоговые отчисления.

В ювелирной  рознице у покупателей вызывает возмущение требование у них паспорта, и ввиду отсутствия такого требования на другие группы товаров (например, смартфоны), покупатели охотнее приобретут их. Участившиеся случаи использования персональных данных в незаконных целях, заставляют покупателей отказаться от предоставления паспорта, и приобрести или другой товар, или украшения на сером рынке.

При приеме на обслуживание, организации должны на регулярной основе проверять цели деятельности клиента и его репутацию. Это заранее невыполнимые требования, ведь ювелирные компании не обладают возможностями правоохранительных органов, и в  отличии от государства, не могут тратить огромные средства на обработку и защиту данных.

Ювелирные производства и магазины, согласно ФЗ-115, должны выполнять обязанности контролирующих и правоохранительных органов, без финансирования со стороны государства.

А средства по всей ювелирной отрасли на мониторинг тратятся немалые.

От 500 тр до 1,5 млн рублей в год может обходиться производству обслуживание мониторинга (зарплата специалистов, обучение, оборудование рабочих мест, расходные материалы и т.д.). В России порядка 1000 производителей - юр.лица, и порядка 2000 – ИП (затраты ИП минимум 150 тр в год).

Затраты производителей на мониторинг ежегодно около 1,3 млрд рублей!

На ювелирный магазин в год тратиться от 100 до 150 тр. Умножить на 30 000 магазинов, получается 3, 750 млрд рублей.

Более 5 млрд рублей в год ювелирная отрасль тратит на мониторинг.

А результат? Покупатели уходят в серый рынок, где вообще нет ни учета, ни налогов.

Большинство розничных ювелирных магазинов являются субъектами малого предпринимательства. Затраты на ведение идентификации покупателей, хранения  и обработки данных, администрирование требований РосФинМониторинга ложатся тяжким бременем на предпринимателей.

Первыми, кто имеет дело с клиентами и покупателями – это продавцы и менеджеры. И получается, именно они должны определить риски клиента. Мы не можем поставить эксперта по мониторингу на место каждого продавца и менеджера, все-таки основная задача продавца – продажа украшений. А штрафы за ошибки при мониторинге могут достигать одного миллиона рублей.

5.   Предложения по ФинМониторингу и ФАТФ.

На  сегодня есть данные, что более 70% участников ювелирной отрасли не ведут финмониторинг. В основном это связанно с технической сложностью исполнения требований ФЗ-115.

Если сделать контроль ФЗ-115 в соответствии с условиями ФАТФ, мы получим более простые требования по мониторингу, и соответственно более высокий процент выполнения ювелирным бизнесом требований ФЗ-115:

·     Мониторинг при продаже ювелирных изделий только за наличные более 15 000 долларов США/евро ( 1 миллион рублей), как в рекомендациях ФАТФ (и с учетом риск-ориентированного подхода).

·     При продаже, если расчет идет наличными от  1 миллиона рублей нужно учитывать подход, основанный на оценке риска на практике, а не поголовно подозревать всех.

Также можно предложить усовершенствовать и сами требования ФАТФ. «Руководства ФАТФ по ДМ и ДК» выпущены в 2008 году, с того времени появилось множество альтернатив украшениям, изменилась сама психология покупателя, украшения стали объектом потребления, а не накопления средств.

Предложить ФАТФ исключить розничную продажу ювелирных изделий из объекта мониторинга. В сравнении с другими группами товаров, имеющих аналогичную цену на рынке, но которые не имеют регулирования по ФАТФ, продажа ювелирных изделий оказывается в неравных условиях, ущемляется конкуренция. 

Член правления НП «ОПОРА»

Бырдин Илья Юрьевич


Источник: Гильдия ювелиров России