Вступить в ассоциацию

Россияне стали больше тратить и меньше сберегать

01.08.2017
1328
Россияне стали больше тратить и меньше сберегать

Сберегательное поведение россиян изменилось: два года назад граждане откладывали деньги, а сейчас расходуют все на текущие нужды. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2017 г. 

Россиянам довольно сложно определить, насколько сейчас хорошая экономическая ситуация для сбережений: 40% полагают, что сейчас для этого плохое время, еще 40% дают нейтральную оценку (не хорошее и не плохое). И только 14% считают благоприятной обстановку для накапливания средств. Похожее мнение выражали опрошенные и год назад.

В ситуации экономической неопределенности россияне меняют свои финансовые привычки. Так, за два года сберегательное поведение населения претерпело кардинальные изменения: в 2015 году 47% опрошенных старались сначала откладывать средства, а потом остаток расходовать. А сегодня 46% тратят все деньги на текущие нужды и ничего не сберегают (два года назад таковых было 15%). Доля тех, кто сначала тратит, а затем оставшееся откладывает, остается неизменной (36%). Показательно, что стратегию «тратить все средства и не делать накоплений» наиболее склонны выбирать экономически активные граждане 35-44 лет (51%). 

На сегодняшний день сбережения есть у трети россиян (32%). Последние несколько лет доля сберегающего населения колеблется в пределах 27%-32%. Стоит отметить, что наиболее склонны сберегать молодые люди 18-24 лет и представители старшего поколения 55+: в этих возрастных группах доля имеющих накопления – 36-37%, в то время как среди экономически активной группы 35-44-летних таковых только 29%. 

Чаще всего люди откладывают средства на всякий случай (53%). Вторая по популярности цель накоплений – отдых или лечение (26%), и эта статья стала актуальной в последнее время (в 2012 году она занимала лишь пятую строчку и ее отмечали только 17%). Третье место в рейтинге наиболее распространенных целей сбережений – ремонт квартиры или дома (18%). Еще 16% копят «на старость», и доля таковых за пять лет снизилась с 24%. Откладывать средства на покупку дорогих вещей предпочитают 13%. Каждый десятый сберегает, чтобы купить недвижимость (9%), причем эта статья стала менее популярна по сравнению с 2012 годом (22%). На образование (свое или близких) копят 7% (вдвое меньше по сравнению с 2012 годом – 13%), а на покупку автомобиля – 4% (втрое меньше, чем 5 лет назад, - 15%). 

Почти половина, имеющих сбережения (46%), отмечает, что их объем за последний год не изменился. Около четверти сообщили об увеличении накоплений (23%), и почти такое же число отметили, что сбережения уменьшились (27%). 
Большинство россиян, имеющих сбережения, признаются, что при исчезновении всех источников доходов накоплений хватит не более, чем на три месяца (62%). Только 9% отмечают, что смогут прожить на них более полугода. В 2015 году опрошенные давали такие же оценки. 

Треть имеющих сбережения полагают, что в ближайший год их возможности накапливать уменьшатся (33%). Каждый пятый, наоборот, прогнозирует возможный рост (21%). Еще 26% считает, что ситуация не изменится.







Безусловно, есть факторы, которые влияют на динамику потребления и сбережений населения.

Доходы: экономическая обстановка последних лет привела к снижению темпов роста доходов населения, а местами – к сокращению рабочих мест, что напрямую сказывается на сберегательном поведении людей.

Уровень цен: увеличение доли тех, кто тратит все на текущие нужды, связано с недостаточностью денег для осуществления сбережений. Это подтверждается ростом доли обязательных платежей и разнообразных взносов в структуре денежных доходов населения, увеличением трат на продукты питания из-за роста цен, а также ростом выдач кредитов населению (в качестве стимулирования спроса, как меры поддержки государства).

Ожидания домохозяйств: когда люди предполагают, что в ближайшем будущем возможен рост цен, они начинают больше сберегать. Есть вероятность, что в данном случае, наоборот, население почувствовало стабильность и перестало откладывать.

На решение потреблять или сберегать влияют также культурные особенности населения и традиции домохозяйств. Привычка откладывать и создавать «подушку безопасности» в нашей стране не была сильно распространена. Другие данные НАФИ свидетельствуют о невысоком уровне финансовой грамотности, а умение сберегать – один из ее индикаторов. 

Источник: Аналитический центр НАФИ