Вступить в ассоциацию

Сроки внедрения маркировки ювелирных изделий в России перенесут на 1 января 2022 года

29.01.2021
2097
Сроки внедрения маркировки ювелирных изделий в России перенесут на 1 января 2022 года

Ввод ГИИС ДМДК (присвоение УИН и регистрацию продаж) намечен на 1 января 2022 года (перенесли на 6 месяцев, раньше планировалось с 1 июля 21 года). Физическое нанесение DataMatrix-кода на изделие (для золота) запланировано с 1 января 2023 года, сообщил руководитель компании ЮвелирСофт Дмитрий Румянцев по итогам заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. 

Министерство финансов не соглашалось со сроками, предложенными ювелирным сообществом. Гончаренко Ю. А. настаивала на начале физической маркировки изделий с 01.01.2022 года. На голосование был поставлен вопрос о внесении в проект изменений в части сроков внедрения.

В итоге позиция предпринимательского сообщества была поддержана 15 голосами против двух.

Окончательное решение по срокам будет принято на следующем заседании подкомиссии, которое запланировано на 27 января 2021 года.

На состоявшемся днем ранее,19 января, заседании рабочей группы Драгоценные металлы и камни присутствовали: 

  • А.В.Моисеев - сопредседатель рабочей группы от органа власти
  • Э.Ю.Уткин - сопредседатель рабочей группы от экспертного и делового сообщества
  • Д.А.Галкина - ответственный секретарь рабочей группы

От Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений приняли участие в заседании:

  • А.В.Юрин - руководитель Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации"
  • Ю.И.Зубарев - руководитель ФКУ "Пробирная палата России"

Правила функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - Правила).

По решению сопредседателей рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины", в сфере драгоценных металлов и камней в полном составе, а также в соответствии с пунктом 43 Положения о рабочих группах, утвержденное Подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 20 декабря 2019 г. № 2).

Итоги заседания 

1. Правила функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - Правила) (заочо) В соответствии с разделом VII Положения о рабочих группах:

Рабочая группа по реализации механизма "регуляторной гильотины", в сфере драгоценных металлов и камней в полном составе рассмотрела решение, принятое на заседании членов рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины", в сфере драгоценных металлов и камней от экспертного и делового сообщества 18 января 2021 г. № 1/21 РГДС.

С учетом состоявшегося обсуждения, а также руководствуясь пунктом 48 Положения, сопредседателем рабочей группы от органа власти принято решение о несогласии с позицией, принятой на заседании членов рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины", в сфере драгоценных металлов и камней, оформленный протоколом 18 января 2021 г. № 1/21 РГДС.

Протокол заседания рабочей группы в формате PDF

Противоречия и избыточные требования в проекте постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», разработанного Минфином России.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

1. Проектом постановления Правительства установлены сроки добровольной регистрации именников, в том числе именников на 2021г, зарегистрированных в 2020г, сроки добровольной регистрации, перерегистрации в ГИИС ДМДК для постановки на специальный учет, но не определено, является ли эта регистрация, или перерегистрация необходимым действием для регистрации в ГИИС ДМДК. Нет определенности, обязаны ли все состоящие на специальном учете участники рынка ДМДК перерегистрироваться и перерегистрировать уже зарегистрированные именники в 2021 г.

В Постановлениях Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», от 21 октября 2015 г. № 1127 «Об утверждении Правил, регистрации, изготовления именников» и изменениях, которые вносятся в данные постановления Правительства, данный вопрос тоже не уточнен.

2. Приведенные в Правилах функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота термины и
определения «ювелирные изделия», «продукция», «готовая продукция» « оборот продукции, ювелирных изделий», и используемые в тексте Правил и Постановления не соответствуют и противоречат терминологии в сфере ДМДК, установленной в федеральном законе от 26 марта 1998г 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В понятие «продукция» включена часть из определения «ювелирные изделия», а также сырье ДМДК, В определении «оборот продукции, изделий» перечислены все операции с ДМДК, определенные 41-ФЗ, при этом перевозка ДМДК не является предметом контроля в системе ГИИС ДМДК, а изменение физического состояния или содержания ДМДК в любых веществах и материалах при добыче и производстве, последующей обработке (переработке) и  использовании может изменяться в  технологическом процессе на одном производстве несколько раз, а учет осуществляется только на начальном этапе и окончании производства -сырье, НЗП, готовая продукция, отходы, полуфабрикаты. Используется термин «партия продукции», но не определено что является партией продукции. Манипулирование терминами приводит к правовой неопределенности. В результате чего невозможно понять, к какими видам деятельности, видам ДМДК и изделиям из них установлены конкретные требования.

3. Не четко определен порядок нанесения средств идентификации на ввезенные (импортированные) ювелирные изделия. Установлено, что с 1 ноября 2021г все находящиеся в обороте и заклейменные после 1 января 2021г ювелирные изделия должны иметь двухмерный штриховой код, непосредственно на ювелирном изделии и на ярлыке ювелирного изделия, за исключением изделий ввозимых.

С 1 января 2023г ввозимые изделия должны иметь средства идентификации согласно Правилам. Но Правилами, исходя из определения «маркировка ювелирных изделий», для ввозимых (импортных) изделий установлена только маркировка ярлыка, а
само понятие маркировки определено как нанесение кода на изделие и (или) на ярлык.

Пунктом 3 правил установлено, что ювелирные изделия до их ввода в оборот подлежат обязательной маркировке. Относится ли данное требование ко всем ювелирным изделиям, независимо от страны производства, или только к российским изделиям в тексте постановления Правительства или Правил пояснения нет.

Установление более благоприятных условий ведения бизнеса для импортеров по сравнению с российскими производителями недопустимо. 

Нанесение на упаковку, этикетку, бирку, ярлык, а также на документы, сопровождающие продукцию идентификационного номера партии (ИНП) в соответствии с редакцией пункта 2 будет невозможным, так как согласно пункту 26 Правил ИНП формируется системой автоматически при регистрации факта оборота в системе, а факт оборота подразумевает передачу продукции в соответствии с пунктом 2 Правил.

Соответственно продукция к моменту внесения данных в ГИИС ДМДК уже может быть отгружена. Необходимо уточнить порядок и момент нанесения ИНП на материальные носители продукции.

Пункт 20 предполагает внесение сведений об объектах учета продукции, которые были израсходованы при производстве (изготовлении) продукции, ювелирных изделий.

Указание объектов учета, из которых изготовлены продукция и изделия, является одним из базовых требований ГИИС ДМДК, но состав таких сведений не указан. При этом перечень таких сведений является критически важным для подготовки интеграции с учетными системами участников и внесения в ГИИС ДМДК необходимой информации.

В Правилах отсутствует пункт о возможности внесения корректировок в сведения, в том числе по результатам анализов. При этом Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н ("Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов…» содержит требование, что учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.

4. Пунктом 26 Правил установлено, что оператор передает уникальный идентификационный номер участникам оборота ювелирных изделий на основании их заявок посредством электронного обмена в случае ввода в оборот слитков аффинированных драгоценных металлов для нанесения уникальных идентификационных номеров и двухмерных штриховых кодов на материальные носители (паспорта, сертификаты). А в тексте Постановления сказано, что уникальных идентификационных номеров и двухмерных штриховых кодов на материальные носители (паспорта, сертификаты), сопровождающие стандартные и мерные слитки аффинированных драгоценных металлов, наносят организации, имеющие право осуществлять аффинаж.

5. Пунктом 31 Правил установлен срок преобразования УИН в штриховой код по остаткам ювелирных изделий 90 дней. А пунктом 32 установлено правило, что в регистрации в ГИИС ДМДК сведений о преобразовании (нанесении) средств идентификации отказывается, если уведомление о нанесении средств идентификации представлено по истечении 30 рабочих дней.

6. Проектом Изменений, которые вносятся в постановление Правительства от 21 октября 2015 г. № 1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников» пункт 6 постановления Правительства № 1127 изменен и изготовление именника будет осуществляться только изготовителем, а не как ранее и территориальным органом Федеральной пробирной палаты по обращению изготовителя. Пункт 8 удаляется «8». Допускается изготовление государственными инспекциями пробирного надзора государственных пробирных клейм, совмещенных с именниками, предназначенных для клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов». При этом в пункт 9 вносится изменение, и он будет изложен в следующей редакции: «9. Территориальные органы Федеральной пробирной палаты осуществляют постановку на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников, изготовленных электроискровым методом и лазерным методом при клеймении государственным пробирным клеймом с совмещенным именником, по обращению изготовителя.»

В данной редакции возникает противоречие между возможностью клеймить государственным пробирным клеймом с совмещенным именником и невозможностью (производитель не имеет право производить государственное пробирное клеймо)
производителю самостоятельно изготовить государственное пробирное клеймо, совмещенное с именником.

ИЗБЫТОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ РЫНКА ДМДК

1. Пунктом 10 проекта постановления Правительства установлено, что с 1 ноября 2021г все ювелирные изделия, представленные на клеймение после 1 января 2021г, находящиеся в обороте, должны иметь код на изделиях и на ярлыках. При этом остатки изделий, числящиеся по состоянию на 1 апреля 2021г, должны иметь только маркировку на ярлыках и могут находиться в обороте в данном состоянии до 1 января 2023г. Это создает избыточные требования для производителей и продавцов ювелирных изделий. В настоящее время постановление Правительства еще не утверждено, нанесение кодов одновременно с клеймением не производится, но в соответствии с установленным правилом надо вести раздельный учет остатков изделий, образовавшихся до 1 апреля 2021г и остатков после 1 апреля 2021г, и вторично направлять остатки изделий,
образовавшихся после 1 апреля 2021г в Территориальные органы Федеральной пробирной палаты для нанесения маркировки на изделие.

Данное требование не имеет логического обоснования. Установить правило, что все остатки изделий, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2022г, могут находиться в обороте без маркировки на изделии до 1 января 2023г.

2.Вводится нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные изделия из драгоценных металлов и ярлык ювелирного изделия. 

Целесообразно ввести нанесения кода непосредственно на изделие в добровольном порядке, а обязательным установить нанесение штрихового кода на ярлык изделия.

Фактически, для контроля за оборотом всех ДМДК и изделий из них помимо документального способа прослеживаемости, нанесение маркировки на упаковку, ярлыки, документацию, предполагается использовать еще и способ физической прослеживаемости через маркировку непосредственно на ювелирных изделиях.

Однако Федеральный закон «О драгоценных металлах о драгоценных камнях», ставя задачу обеспечения прослеживаемости (учета) ДМДК и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения, не ставит перед ГИИС ДМДК задачу организацию маркировки, непосредственно на ювелирных изделиях из ДМДК. Учитывая технологические и организационные проблемы считывания микро штрихового кода с поверхности ювелирных изделий, выявленные в ходе эксперимента маркировки и считывания кодов с изделия, а также, учитывая исчерпывающую достаточность риск-ориентированного подхода к применению маркировки, целесообразно ввести нанесения кода непосредственно на изделие в добровольном порядке, а обязательным установить нанесение штрихового кода на ярлыке изделия.

3. Проектом постановления Правительства для производителей ювелирных изделий, оптовых и розничных продавцов установлено требование вносить в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов и драгоценных камней по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 апреля 2021г, на 1 августа 2021г, на 1 ноября 2021г, на 1 января 2022г. 

Информация об остатках драгоценных металлов и драгоценных камней по данным бухгалтерского учета – это информация о металлах и камнях во всех видах и состояниях. То есть, производители ювелирных изделий должны 4 раза в течении года произвести инвентаризацию, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», где установлен срок инвентаризации 1 раз в год по состоянию на 1 января. 

Проведение инвентаризации предполагает не только документальную проверку, но и 100% просчет, провес, всех изделий и ДМДК, во всех видах и состояниях. В условиях непрерывного производства это практически невозможно и может привести к остановки деятельности предприятий.

4. Пункт 11 проекта Постановления «Сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов и драгоценных камней вносят в ГИИСДМДК по форме, устанавливаемой Министерством финансов РФ. Внесенные сведения (информация) об остатках драгоценных металлов и драгоценных камней корректировке не подлежат.»

Все требования и объем информации должны быть установлены в данном постановлении Правительства РФ. Передача полномочий по установлению формы подачи сведений Минфину РФ противоречит части 3 статьи 2 федерального закона от 31.07.2020г № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Согласно части 3 статьи 2 федерального закона 247-ФЗ обязательные требования могут быть установлены НПА федеральных органов власти только в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами или указами президента. Поэтому делегирование полномочий Минфину РФ по установлению формы передачи информации в ГИИС актом правительства недопустимо.

Также в процессе проведения инвентаризации невозможно с необходимой точностью, на конкретную дату, установить все остатки ДМДК, так как часть ДМДК может находиться в процессе производства и корректировка производится по завершению производственного цикла.

5. Правилами функционирования ГИИС ДМДК установлено, что при внесении информации в систему об изделии, вместе с полной информацией об изделии также передается цифровая фотография.

Себестоимость цифровой фотографии серебряного изделия может равняться себестоимости изделия, что существенно увеличивает затраты производителей изделий из серебра.

6. Пунктом 38 Правил установлено: «38. Информация по каждому факту (случаю) оборота продукции, ювелирных изделий, представляемая в ГИИС ДМДК, помимо сведений, и указанных в пункте 20 настоящих Правил, должна включать: наименование, дату, номер документа, подтверждающего факт (случай) оборота продукции, ювелирных изделий (договор, счет-фактура, накладная, универсальный передаточный документ и т.д.). Копия этого документа (документов) загружается в ГИИС ДМДК в качестве приложения к регистрации факта (случая) оборота продукции, ювелирных изделий».

Представление копий документов по всему обороту в ГИИС ДМДК значительно усложняет систему и увеличивает нагрузку на участников. Кроме того, частично документы формируются в электронном виде в формате ХML.

7. Проектом Изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов» Порядок работы аффинажных организаций дополняется пунктом 7.1. Абзац 1 пункта 7.1. «Аффинажные организации представляют уполномоченным лицам Федеральной пробирной палаты,  осуществляющим постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы, сопровождающие отгрузку аффинированных драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, для визирования.».

На аффинажные организации возлагается дополнительное требование по представлению уполномоченным лицам ФПП, осуществляющим постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажной организации, документов, сопровождающих отгрузку аффинированных драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы для визирования.

Указанное требование содержит в себе правовые неопределенности (не указан перечень документов, нет определение термина «визирование», не указаны сроки визирования уполномоченными лицами ФПП, не определен порядок визирования
электронных документов), приведет к финансовым и временным расходам и является избыточной нагрузкой для аффинажных организаций при наличии ГИИС ДМДК.

Необходимо исключить указанное требование. 

Абзац 3 пункта 7.1. «Форма сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов, а также порядок их заполнения устанавливаются Федеральной пробирной палатой.».

Положение об утверждении ФПП формы паспорта на стандартные слитки и сертификата на мерные слитки драгоценных металлов противоречит существующей системе ГОСТов. Формы паспорта и сертификата утверждены стандартами ("ГОСТ 28058-2015. Межгосударственный стандарт. Золото в слитках. Технические условия", Постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 2000 г. N 48-ст ГОСТ Р 51572-2000 Слитки золота мерные. Технические условия). Таким образом, при расхождении информации, которая должно содержаться в паспортах и сертификатах, утвержденных ГОСТ и ФПП, организациям придется оформлять 2 документа вместо одного, так как первый документ является документом системы стандартизации, подтверждающий характеристики объекта стандартизации (Слитков), а другой системы нормативного регулирования.

8. Проектом Изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» в пункты 9 и 13 данного постановления вносятся изменения, на основании которых уполномоченный орган отказывает в постановке на специальный учет или принимает решение о снятии со специального учета. 

«9. Уполномоченный орган отказывает в постановке на специальный учет: 

д) отсутствие регистрации документа, подтверждающего право владения объектом недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность, в порядке, установленном законодательством РФ, если такая регистрация является обязательной.»

«13. Уполномоченный орган принимает решение о снятии со специального учета в следующих случаях:
ж) Истечение срока действия регистрации документа, свидетельствующих о владении зданиями, сооружениями, помещениями для осуществления операций с ДМДК, и непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведений о продлении прав владения указанными владении зданиями, сооружениями, помещениями.»

Право владения предполагает право собственности, а участники рынка могут осуществлять свою деятельность не только принадлежащих им на правах собственности помещениях, но в арендованных, что подтверждается изменениями пункта 6 данного постановления, где сказано, что для регистрации в ГИИС ДМДК в целях постановки на учет предоставляются документы, подтверждающие наличие на праве собственности или другом законном основании зданий, сооружений, помещений.

Установление требования о предоставлении документа, подтверждающего право владения объектом недвижимости нежилого назначения, является избыточным.

9. Проектом Изменений в постановление Правительства от 21 октября 2015 г. №1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников» вносится дополнение, устанавливающее избыточные требования, не установленные федеральными
законами, к производителям ювелирных изделий.

«Дополнить пунктом 4.1 следующего содержания: 
При регистрации именника изготовитель представляет в территориальный орган пробирной палаты копии документов, подтверждающих наличие у изготовителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технической документации, технологического оборудования и средств измерения, необходимых для осуществления деятельности по производству (ремонту) ювелирных изделий из ДМДДК.

В целях оценки соответствующих сведений, содержащихся в представленных документах, территориальными органами Федеральной пробирной палаты осуществляется выездное обследование в соответствии с законодательством РФ.».

В Правилах регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков не могут устанавливаться требования к участникам отрасли.

Это противоречит положениям федерального закона «Об обязательных требованиях в российской федерации».

Наличие технической документации, технологического оборудования и средств измерения на производстве не имеет отношения к правилам регистрации именников и не может влиять на процесс их изготовления, регистрации, постановки или уничтожения. К тому-же на разных производствах, в зависимости от профиля, используется различное оборудование. Перечень оборудования не установлен ни в федеральных законах, ни в иных НПА, в том числе и не установлено никаких перечней технической документации, принадлежащих изготовителю, которую он обязан иметь.

№п/п Обязательные требования Оценка
1 Регистрация участников рынка в ГИИС ДМДК, создание личных кабинетов и регистрации ЭЦП Приемлемо
2 Регистрация именника производителя в ГИИС ДМДК Приемлемо
3 Создание рабочих мест для администрирования новых требований и обслуживание системы Приемлемо
4

Приобретение необходимой техники для оборудования рабочих мест:
- персональный компьютер, сканер, принтер;
- графический принтер для нанесения штрих - кодов;
- графический сканер для считывания штрих - кодов;

- оптический сканер для считывания штрих - кодов с металлической поверхности.

Приемлимо

Избыточное требование

5 Проведение внеплановых инвентаризаций, в связи с подготовкой данных для ГИИС ДМДК в 2021 году – 3 инвентаризации в период 2021 года. Приемлемо
6

Передача данных по каждому факту оборота ДМДК:
- приобретение (поступление) ДМДК;
- реализация (отгрузка) ДМДК.

Передача в ГИИС ДМДК копий всех сопроводительных документов по обороту.

Приемлимо

Избыточное требование

7 Нанесение графических двухмерных штрих - кодов (Data Matrix) на бирке ( ярлыке) ювелирных изделий, в том числе на все товарные остатки Приемлемо
8 Цифровая фотосъемка ювелирных изделий и передача снимков в ГИИС ДМДК Избыточное требование
9 Внесение изменений в конструкцию ряда моделей ювелирных изделий, а также в технологический процесс производства для обеспечения возможности нанесения двухмерных штрих - кодов на поверхность изделий. Приемлемо
10 Организация дополнительной технологической операции – считывание двухмерного штрих - кода с поверхности изделий с целью их идентификации и нанесение графических штрих - кодов на бирки (ярлыки). Избыточное требование
11 Передача информации в ГИИС ДМДК по каждому факту розничной реализации ювелирных изделий Приемлемо
12 Передача в Федеральную пробирную палату всех ювелирных изделий из числа товарных остатков нереализованных до 01.01.2023года с целью нанесения штрих - кодов на поверхность изделий. Избыточное требование
13 Установление обязательных требований лицензионного характера к производителям ювелирных изделий при регистрационных действий с именниками (наличие помещений, оборудования, инструментов и документации). Производство ювелирных изделий не лицензируется. Избыточное требование
14 Возложение на аффинажные организации обязанности по представлению уполномоченным лицам ФПП, осуществляющим постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажной организации, документов, сопровождающих отгрузку аффинированных драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы для визирования. Избыточное требование

Источник: ЮвелирИнфо