Вступить в ассоциацию

Освобождение ювелирных изделий от НДС позволит увеличить рынок в 2 раза

29.09.2022
152
Освобождение ювелирных изделий от НДС позволит увеличить рынок в 2 раза

В условиях экспортных ограничений отечественным ювелирам остаётся уповать на развитие внутреннего рынка. То же самое относится и к золотодобывающим компаниям, аффинажным производствам, добытчикам камней, огранщикам, поставщикам расходных материалов.

Скептики скажут: «Расти некуда, мы упёрлись в потолок платёжеспособного спроса». Не соглашусь. Во времена, когда уровень доходов населения был ниже сегодняшнего, объём производства ювелирных изделий из золота зашкаливал за 120 тонн. Сегодня мы имеем только 50 тонн. Увеличить объём внутреннего рынка ювелирных изделий вполне возможно в 2-3 раза.

Для этого нужна грамотная экономическая политика государства. И вот с этим беда. Традиционно налоговая политика в нашей стране превалирует над экономической, промышленной, социальной, а скоро будет главенствовать над всей. Поэтому принято решение о запрете использования специальных налоговых режимов в отрасли производителями и продавцами ювелирных изделий. Однозначно такая мера приведёт к сокращению рынка, к усложнению условий ведения бизнеса на нём, потере инвестиционной составляющей и росту цен (как минимум на 20 %).     

Если говорить об увеличении издержек и росте налоговой нагрузки, то основной удар придётся на сбытовую инфраструктуру. Налицо осуществление политики консолидации (укрупнения) бизнеса в отрасли, которая в конечном счёте приводит к сокращению внутреннего спроса и вымыванию ассортимента. Казалось бы, главная задача государства сегодня — это сохранение жизнеспособности и обеспечение жизнедеятельности всех отраслей экономики, а также гарантирование их независимости от импорта. Причём неважны размер и значимость отрасли. В экономике, как и в организме, лишних органов не бывает. Вместо этого государственные органы занимаются арифметическими упражнениями по расчёту налоговой нагрузки.

По расчётам всё понятно. В выигрыше крупные производители и импортёры. Они получают конкурентные преимущества по сравнению с малым и микробизнесом, у которых вырастут издержки на производство и цены на продукцию. В своём противостоянии стороны непримиримы.

Вопрос применения специальных налоговых режимов расколол отрасль на «крупных» и «всех остальных». Нужен ли в ювелирной отрасли малый бизнес? Решение этого вопроса за государством.

По расчётам разработчиков проекта ФЗ-47 дополнительные доходы бюджета должны составить 30 млрд. руб. Так ли это? Согласно данным Министерства экономического развития за прошлый год малый бизнес в ювелирной отрасли заплатил 12,5 млрд. руб. налогов. По оценке экспертов, эффективная ставка налогообложения составляла 4,0 % от оборота. При переходе «малых» на ОСНО эффективная налоговая ставка вырастет до 8,0 %. Следовательно, объём налоговых платежей должен достигнуть 24,0 млрд. руб. Это означает прирост в 11,5 млрд. руб.

Но в этих расчётах не учтены два фактора: закрытие мелких предприятий и рост цен на продукцию оставшихся. Ожидается закрытие 60 % «малышей». И от 24 ожидаемых миллиардов останется только 9,6 млрд. руб. Увеличение цен снизит продажи в розничных сетях минимум на 20 %. Таким образом, ожидаемый доход в 9,6 млрд. руб. корректируется с коэффициентом 0,8. В остатке получаем 7,7 млрд. руб. ожидаемых доходов бюджета от малого бизнеса. Это уже уменьшение сегодняшних поступлений на 40 %. Было 12,5 млрд. руб., а будет 7,7 млрд. руб. Теряется почти 5 млрд. руб. бюджетных средств. Вдобавок к падению налоговых поступлений государство получит букет социальных проблем с сокращённым персоналом.

Специальные налоговые режимы являлись помехой для освобождения от НДС инвестиционных драгоценных металлов, так как существовала угроза перетока этого металла в производственную сферу. Сегодня наличие ГИИС ДМДК в отрасли не позволяет легально использовать инвестиционные драгоценные металлы в производственных процессах, а для нелегального оборота имеются источники сырья с дисконтом более высоким, чем 20 %. Риски купированы. Теперь ещё и бриллиантам придаётся статус инвестиционного инструмента. И их реализация физическим лицам также освобождается от НДС. Но и драгоценные металлы, и драгоценные камни далеко не самые интересные инвестиционные инструменты. Они имеют низкую ликвидность и ограниченную оборотоспособность. Так почему, следуя этой логике, не отнести к инвестиционным инструментам ту совокупность драгоценных металлов и камней, коей являются ювелирные изделия? У них и ликвидность выше и не ограничена оборотоспособность. Основная составляющая в цене ювелирных изделий — это драгоценные металлы и драгоценные камни. Освобождение ювелирных изделий от НДС повысит их инвестиционную привлекательность и позволит увеличить рынок в 2 раза. Любой продавец знает: оборот и цена имеют обратную пропорциональную зависимость.

Если ликвидация специальных налоговых режимов в отрасли — это дискриминация ювелиров по профессиональному признаку, то обложение НДС изделий — это дискриминация производимой отраслью продукции. Пора поднять этот вопрос, а попутно и разрешить проблему специальных налоговых режимов.

По моему убеждению, сохранение перспективных и самодостаточных отраслей экономики в нашем отечестве, а также генерируемых ими рабочих мест — это вопрос не налоговой политики, а национальной безопасности. Посему следует от узко-экономических аспектов обсуждаемой темы СНР перейти к обсуждению проблемы глобального масштаба, которая встаёт перед отраслью.

Эдуард Уткин,
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

Источник: ЮвелирИнфо