Вступить в ассоциацию

Попытка добиться наделения Минфина полномочиями и обязанностью развития сферы ДМДК - сегодня главная задача ювелиров

23.10.2024
46
Попытка добиться наделения Минфина полномочиями и обязанностью развития сферы ДМДК - сегодня главная задача ювелиров

На от­рас­ле­вом со­ве­ща­нии, про­шед­шем 25 сен­тяб­ря это­го го­да в ра­м­ках вы­став­ки Junwex, глав­ным во­про­сом бы­ло об­су­ж­де­ние бу­ду­ще­го всей юве­ли­р­ной от­рас­ли – есть ли шанс, что кро­ме бес­ко­неч­но­го уси­ле­ния кон­тро­ля и на­д­зо­ра го­су­дар­ство за­ду­ма­ет­ся и о раз­ви­тии сфе­ры ДМДК.

К со­жа­ле­нию, не все участ­ни­ки ры­н­ка во­о­ду­шев­ле­ны тем, что Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии все­рьез за­ин­те­ре­со­ва­лась стра­те­ги­че­ски­ми во­про­са­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли. Кто-то счи­та­ет, что эта по­пы­т­ка пе­ре­ло­мить го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку в сфе­ре ДМДК га­ран­ти­ро­ван­но об­ре­че­на на про­вал – ни­че­го из­ме­нить в во­про­се та­ко­го уро­в­ня у нас не­воз­мо­ж­но. Кто-то счи­та­ет, что луч­ше бы Гиль­дия не рас­пы­ля­ла уси­лия, а сно­ва и сно­ва кри­ча­ла бы про не­об­хо­ди­мость воз­вра­та для юве­ли­ров УСН и тре­бо­ва­ла бы от­ме­ны мар­ки­ро­в­ки.

Ес­ли не брать в рас­чет то, что и за­в­т­ра жизнь про­дол­жи­т­ся, на­вер­ное, бы­ло бы до­ста­точ­но бо­роть­ся лишь с тем те­ку­щим «з­лом», ко­то­рое вот се­го­д­ня уже на­кры­ло юве­ли­ров. Но за­в­т­ра не­пре­мен­но на­ста­нет. И что оно при­не­сет юве­ли­рам, за­ви­сит от то­го, оста­нет­ся ли пре­ж­ним тренд на уси­ле­ние кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти в го­сре­гу­ли­ро­ва­нии сфе­ры ДМДК, или ка­ким-то об­ра­зом уда­ст­ся его скор­рек­ти­ро­вать, смя­г­чить. Ина­че вы­жить на юве­ли­р­ном ры­н­ке со вре­ме­нем смо­гут толь­ко са­мые кру­п­ные иг­ро­ки. Да и то лишь до тех пор, по­ка их не на­ци­о­на­ли­зи­ру­ют за ка­кие-­ни­будь на­ру­ше­ни­я…

Вряд ли сто­ит на­по­ми­нать об уси­ле­нии вли­я­ния вне­ш­них фа­к­то­ров на все, что про­ис­хо­дит в эко­но­ми­ке на­шей стра­не. Во мно­гих сфе­рах с уче­том не­с­по­кой­но­го вре­ме­ни это пол­но­стью оправ­да­но. Фор­маль­но, кон­троль­но-­на­д­зор­ный ор­ган юве­ли­р­ной сфе­ры – Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та - не яв­ля­ет­ся си­ло­вой струк­ту­рой. Тем бо­лее, со­вер­шен­но ми­р­ные фун­к­ции у от­рас­ле­во­го ре­гу­ля­то­ра, Мин­фи­на Рос­сии. Од­на­ко лю­бая го­су­дар­ствен­ная струк­ту­ра дей­ству­ет стро­го со­глас­но то­му, что ей пред­пи­са­но за­ко­но­да­тель­ством.

За­ко­но­да­тель­ство пред­пи­са­ло Мин­фи­ну Рос­сии осу­ще­ств­лять фун­к­ции по вы­ра­бо­т­ке еди­ной го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-­пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в сфе­ре пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМ и ДК. К со­жа­ле­нию, из за­дач Мин­фи­на по раз­ра­бо­т­ке ак­тов в ча­сти про­из­вод­ства, пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМДК бы­ли вы­ве­де­ны раз­ра­бо­т­ка ак­тов стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния, а та­к­же за­да­чи фи­нан­со­вой, ин­но­ва­ци­он­ной, ин­фор­ма­ци­он­но-кон­суль­та­ци­он­ной под­дер­ж­ки субъ­ек­тов ры­н­ка, под­дер­ж­ки осу­ще­ств­ле­ния вне­ш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.

Ес­ли ни­че­го не ме­нять, то Мин­фин Рос­сии бу­дет и даль­ше про­во­дить го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку в сфе­ре ДМДК, на­прав­лен­ную, как ему и пред­пи­са­но, лишь на все боль­шее уси­ле­ние кон­тро­ля и на­д­зо­ра. Т.е. Мин­фин бу­дет по-­пре­ж­не­му бо­роть­ся за бес­ко­неч­ное «о­бе­ле­ние» ры­н­ка, де-­фа­кто под­дер­жи­вая лишь не­об­хо­ди­мость вни­ма­ния к сфе­ре ДМДК си­ло­вых струк­тур, от­в­ле­кая их ре­сур­сы от бо­лее ва­ж­ных дел. И да­же не пы­та­ясь до­сти­гать ин­те­ре­сы эко­но­ми­ки го­су­дар­ства в со­б­лю­де­нии ба­лан­са ме­ж­ду кон­тро­лем и раз­ви­ти­ем сфе­ры, при­чем де­лая это в пол­ном со­о­т­вет­ствии с по­став­лен­ны­ми пе­ред Мин­фи­ном за­да­ча­ми!

Во­прос: ес­ли не са­мо юве­ли­р­ное со­об­ще­ство, не са­ми участ­ни­ки ры­н­ка, то кто дол­жен в этой си­ту­а­ции «бить в ко­ло­ко­ла»? Сле­г­ка при­тор­ма­жи­вать «ка­ток» кон­тро­ля и на­д­зо­ра в сфе­ре ДМДК поз­во­ля­ют уже су­ще­ству­ю­щие про­це­ду­ры ОРВ и «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны», ко­то­ры­ми поль­зу­ет­ся Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии и дру­гие от­рас­ле­вые объ­е­ди­не­ния. Но без фун­да­мен­таль­ных из­ме­не­ний уста­но­вок для са­мо­го Мин­фи­на Рос­сии эти про­це­ду­ры все­г­да бу­дут лишь иг­рой в «шаг впе­ред, два ша­га на­зад», не в поль­зу ин­те­ре­сов участ­ни­ков от­рас­ли. И не в поль­зу ин­те­ре­сов эко­но­ми­ки го­су­дар­ства. Эти дей­ству­ю­щие про­це­ду­ры очень не­об­хо­ди­мы, но их точ­но не­до­ста­точ­но.

Мо­ж­но, ко­неч­но, сно­ва и сно­ва за­да­вать­ся во­про­сом, как же так по­лу­ча­ет­ся, что ГИИС ДМДК уже дав­но ра­бо­та­ет, а в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке оче­ред­но­го за­ко­но­про­ек­та (№ 658358-8, https://sozd.duma.gov.ru/bill/658358-8) ука­зы­ва­ет­ся, что «По дан­ным пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, объ­ем не­ле­галь­но вве­зен­ных в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию дра­го­цен­ных ка­м­ней пре­вы­ша­ет в 82 ра­за объ­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней, пра­во­мер­но ис­поль­зу­е­мых в ка­че­стве вста­вок в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях; объ­ем не­ле­галь­но­го обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий со­став­ля­ет око­ло 50%, дра­го­цен­ных ме­тал­лов око­ло 20%». Это как же так?

А так вот. Ведь ес­ли не ука­зать боль­шую до­лю не­ле­галь­но­го обо­ро­та, то и «о­бе­лять» ры­нок да­лее уже не за чем. А пла­нов у Мин­фи­на (и не толь­ко у Мин­фи­на) в этом на­прав­ле­нии – про­сто гро­мадье! Один лишь за­ко­но­про­ект, ожи­да­ю­щий 1-е чте­ние в Го­с­ду­ме, по сер­ти­фи­ка­ции всех дра­го­цен­ных ка­м­ней в обо­ро­те все­го тре­мя го­су­дар­ствен­ны­ми ла­бо­ра­то­ри­я­ми – это же це­лая ре­во­лю­ция на юве­ли­р­ном ры­н­ке. Че­го она бу­дет сто­ить всем участ­ни­кам ры­н­ка, от ма­ла до ве­ли­ка? Да­же при­ки­доч­но оце­нить стра­ш­но, учи­ты­вая се­го­д­ня­ш­ние оче­ре­ди в МРУ на мар­ки­ро­в­ку юве­ли­р­ных из­де­лий­…

С на­ло­га­ми на юве­ли­ров у Мин­фи­на то­же все ни­как не со­о­т­вет­ству­ет ин­те­ре­сам раз­ви­тия от­рас­ли, а зна­чит – ин­те­ре­сам эко­но­ми­ки. В ре­зуль­та­те от­ме­ны УСН у юве­ли­ров по пе­чаль­но зна­ме­ни­то­му за­ко­ну 47-ФЗ, ди­на­ми­ка ро­ста сбо­ра НДС со всех юве­ли­ров по дан­ным ФНС ока­за­лась удру­ча­ю­ще низ­кой: все­го-то +2,73% в 1-ом по­лу­го­дие 2024 го­да по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом 2023 го­да. А сбо­ры НДС у ИП в юве­ли­р­ной сфе­ре и во­в­се упа­ли на 38,5%. И это при том, что зо­ло­то за этот пе­ри­од вы­рос­ло в це­не аж на 33,1%. Т.е. учи­ты­вая это, со­би­ра­е­мость НДС с юве­ли­ров не вы­ро­сла, а рух­ну­ла вниз! При этом ко­ли­че­ство субъ­ек­тов в от­рас­ли по­лу­го­дие к по­лу­го­дию со­кра­ти­лось на 40,64%. Вот он, пе­чаль­ный ре­зуль­тат ро­ста на­ло­го­вой на­груз­ки на участ­ни­ков ры­н­ка. Но Мин­фин не ви­но­ват – он же не от­ве­ча­ет за раз­ви­тие от­рас­ли!

Юве­ли­ры еще не­дав­но ис­пы­ты­ва­ли на­де­ж­ды на Мин­про­м­торг РФ. Од­на­ко про­ект «Пла­на ме­ро­при­я­тий (до­ро­ж­ная кар­та) по раз­ви­тию от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов» (https://cloud.mail.ru/public/RWUT/jykTTzBzx) про­де­мон­стри­ро­вал очень огра­ни­чен­ные на­ме­ре­ния Мин­про­м­тор­га в ре­гу­ли­ро­ва­нии сфе­ры ДМДК. Из 53 пун­к­тов пре­до­став­лен­но­го про­ек­та пла­на юве­ли­р­ной сфе­ре по­свя­ще­ны все­го три: пункт 49. «Раз­ви­тие спро­са и ин­те­ре­са к оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­дук­ции по­сред­ством ки­не­ма­то­гра­фа и иных ин­фор­ма­ци­он­но мас­со­вых ме­ро­при­я­тий», пункт 51. «От­ме­на тре­бо­ва­ния на­не­се­ния на юве­ли­р­ные из­де­лия, по­став­ля­е­мые на экс­порт, лю­бых иден­ти­фи­ка­ци­он­ных зна­ков, поз­во­ля­ю­щих опре­де­лить их рос­сий­ское про­ис­хо­ж­де­ние» и пункт 52. «В­не­сти кор­рек­ти­ро­в­ку в пе­р­ви­ч­ные до­ку­мен­ты ГИИС ДМДК и ГИС ФТС с це­лью их син­хро­ни­за­ции».

Не сле­ду­ет за­бы­вать: в Мин­про­м­тор­ге во­об­ще нет де­пар­та­мен­та, за­ни­ма­ю­ще­го­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, а раз­ра­бо­т­ка про­ек­тов по ре­гу­ли­ро­ва­нию пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМДК в лю­бом слу­чае оста­ет­ся за Мин­фи­ном Рос­сии. Так что стро­ить ка­кие-то стра­те­ги­че­ские пла­ны в сфе­ре ДМДК Мин­про­м­тор­гу РФ, не имея не­об­хо­ди­мо­го ин­стру­мен­та­рия воз­дей­ствия, про­сто бес­смыс­лен­но. Хо­тя бы ка­кую-­ни­будь ре­гу­ляр­ную по­мощь по­лу­чать от Мин­про­м­тор­га юве­ли­р­ной от­рас­ли - бу­дет уже до­сти­же­ни­ем. Но Мин­про­м­торг – это точ­но не па­на­цея для ре­ше­ния всех про­б­лем сфе­ры ДМДК.

У­чи­ты­вая вы­ше­из­ло­жен­ное, Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» пы­та­ет­ся воз­гла­вить край­не ва­ж­ную для юве­ли­р­ной от­рас­ли по­пы­т­ку пе­ре­ло­мить име­ю­щий­ся тренд на бес­ко­неч­ное «за­кру­чи­ва­ние га­ек» в сфе­ре ДМДК, об­ра­щая вни­ма­ние го­су­дар­ства на не­об­хо­ди­мость про­ти­во­по­став­ле­ния за­дач раз­ви­тия юве­ли­р­ной от­рас­ли уси­ле­нию кон­тро­ля.

Сей­час у юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства по­яви­л­ся уни­каль­ный шанс: Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии с 31 ок­тяб­ря по 2 но­яб­ря 2024 го­да в Ка­ли­нин­гра­де про­во­дит Форум кон­троль­ных ор­га­нов. При­чем 2 но­яб­ря, в пле­нар­ной сес­сии, ожи­да­ет­ся уча­стие За­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ - Ру­ко­во­ди­те­ля Ап­па­ра­та Пра­ви­тель­ства РФ Дми­т­рия Юрье­ви­ча Гри­го­рен­ко. Ку­ри­ру­ю­ще­го всю сфе­ру кон­тро­ля и на­д­зо­ра в Рос­сии.

Источник: Ювелирные Известия