Вступить в ассоциацию

Предложения по внесению изменений и дополнений в 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

13.05.2021
558
Предложения по внесению изменений и дополнений в 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

27 апреля 2021 года состоялось совещание референтных групп при Министерстве финансов Российской Федерации. На мероприятии обсуждались предложения по внесению изменений и дополнений в 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В числе прочих предложений две инициативы были проявлены Федеральной пробирной палатой.

Первая инициатива – дополнить Федеральный закон 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» новой статьей «Специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями». Суть инициативы – внесение новой нормы, согласно которой специальный учет участников рынка в Федеральной пробирной палате может быть приостановлен самой же палатой в двух случаях.

Первый случай приостановления специального учета – это непредставление сведений о продлении прав владения (пользования на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями, либо непредставление новых документов о том же в связи с истечением сроков действия прежних. Приостановление учета в палате планируется вводить на срок до представления указанных сведений.

Второй случай приостановления специального учета – это непредставление в ГИИС ДМДК информации или представления недостоверной информации по операциям с ДМДК. Срок приостановки – до дня установления факта представления указанными лицами в ГИИС ДМДК необходимой информации.

Сегодня несвоевременное представление в ФПП сведений о продлении прав владения рабочей недвижимостью (речь о помещениях, в которых осуществляются операции, связанные с оборотом ДМДК) наказывается по Статье 15.43. КоАП «Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета». Штраф до 80 тыс. рублей.

За непредставление в ГИИС ДМДК информации или представление недостоверной информации по операциям с ДМДК сегодня следует административное наказание по Статье 15.47. КоАП «Нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации». Штраф также до 80 тыс. рублей.

Вдобавок к упомянутым штрафам (их ФПП отменить не предлагает) есть намерение ввести новую норму: возможность приостановления специального учета. При этом такой «приостановленный» участник не сможет осуществлять любые операции с ДМДК. У него не будет возможности передавать данные в ГИИС ДМДК о совершаемых операциях, т.к. доступ к ГИИС ДМДК после приостановления специального учета будет заблокирован. По сути – это административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов.

Тех, кто продолжит совершать в «приостановленном» статусе любые сделки или иную передачу ДМДК третьим лицам без сообщения об этом в ГИИС ДМДК, ждет наказание. По упомянутым Статьям КОАП РФ 15.43. (ведение деятельности без постановки на специальный учет) и 15.47. КоАП (нарушение обязательных требований к предоставлению отчетности).

Но основные риски заключены в другом. По обновляемой в настоящее время Статье 191 УК РФ, за непредоставление информации в ГИИС ДМДК (т.е. нарушение правил, установленных законодательством РФ) в случае продолжения ведения деятельности после приостановления специального учета можно будет наказывать вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере 10-ти кратной стоимости ДМДК, явившихся предметом преступления. Или тем же сроком лишения свободы со штрафом в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Уголовная ответственность по статье 191 УК РФ наступает при операциях без передачи данных в ГИИС ДМДК на сумму более 1 млн. рублей.

При этом Федеральная пробирная палата не намерена рассматривать приостановление специального учета, как меру административного наказания по КоАП. И правильно не намерена, т.к. согласно Статье 3.12. КоАП РФ, административное приостановление деятельности возможно только в обозначенном статьёй перечне случаев, куда рассматриваемое непредоставление информации в ГИИС ДМДК никак не попадает. И, что самое главное, административное приостановление деятельности по КоАП возможно исключительно по решению судьи, а не государственного органа, осуществляющего надзор. КоАП рассматривает приостановление деятельности как экстренную, самую суровую меру административного наказания.

Другая рассматриваемая инициатива ФПП по дополнению Федерального закона 41-ФЗ – это «наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, исключительной правоспособностью». Такая инициатива означает запрет лицам, осуществляющим деятельность по скупке у физических лиц ювелирных изделий и их лома, заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме скупки.

Выходит так, что весь скупленный лом ювелирных изделий должен поступить вначале на аффинаж, а уже затем полученный аффинированный металл может быть реализован третьим лицам. В ходе этой реализации образуется налог на добавленную стоимость. Последствия очевидны: на рынке иссякнет источник металла, на законных основаниях необлагаемый НДС.

Федеральная пробирная палата предложила сообществу ювелиров оценить предложенные инициативы. По мнению палаты, приостановление деятельности предпочтительнее штрафа. По мнению Ассоциации «Гильдия ювелиров России» «хрен редьки не слаще», но штраф будет менее болезненным, чем блокировка работы с риском уголовного преследования в случае, если участника рынка заподозрят в совершении операций с ДМДК в период «карантина».

Что касается выравнивания условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов микро- и крупного бизнеса в части применения в отрасли специальных налоговых режимов, то это вопрос дискуссионный, который активно обсуждается в сообществе и будет поднят на предстоящем собрании Ассоциации.

Источник: ЮвелирИнфо