В России предложили ужесточить торговлю ювелирными украшениями на маркетплейсах

Федеральная пробирная палата (ФПП; находится в ведении Минфина, осуществляет госнадзор за производством, использованием и обращением драгметаллов и камней) выступила за введение ограничений при продаже украшений на онлайн-площадках. Об этом представитель ведомства рассказал «Ведомостям».
По его словам, «ювелирные изделия относятся к категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, а их оборот должен прослеживаться в специализированной государственной информационной системе по уникальным идентификационным номерам (УИН)». Однако маркетплейсы не соблюдают это правило, из-за чего, как отметил представитель ведомства, права покупателей оказываются не защищены.
В связи с этим в ФПП предложили разрешить продажу ювелирных украшений через маркетплейсы при условии, что она будет осуществляться со склада самого агрегатора, а ответственность «за отражение всех фактов оборота изделий в информсистеме» будет лежать на маркетплейсе. Эти требования необходимо зафиксировать в законе о маркетплейсах, который сейчас разрабатывается, подчеркнул представитель ведомства.
Представитель Минфина рассказал «Ведомостям», что ведомство планирует проверять легальность розничных продаж ювелирных изделий, в том числе дистанционным способом, с помощью универсального транспортного модуля, который позволит автоматически регистрировать операции в специализированной государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгметаллов, камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). По его словам, сейчас вопрос внедрения такой программы прорабатывается. Он добавил, что вместе с ФНС Минфин также проводит работу «в части внесения данных о маркированных ювелирных изделиях в фискальные документы».
С предложением ужесточить регулирование продаж ювелирных изделий на маркетплейсах в начале мая выступил председатель «Общественной потребительской инициативы», замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов, пишут «Ведомости», ознакомившись с его письмом в ФПП. Павлов обратил внимание на то, что в ассортименте Wildberries и Ozon «встречаются» ювелирные украшения, которые не зарегистрированы в ГИИС ДМДК. В письме сказано, что общественники выявили более 500 недобросовестных предпринимателей «с помощью мониторинга площадок и материалов сайта ФПП».
В связи с этим страдают законопослушные продавцы, которые соблюдают все требования и в связи с этим несут издержки, в то время как покупатели выбирают ювелирные изделия «неустановленного происхождения и качества», отметил Павлов. Чтобы исправить эту ситуацию, он предложил обязать маркетплейсы «проверять легальность» участников рынка ювелирных изделий, а до внесения изменений в законодательство — запретить продажу ювелирных изделий на онлайн-площадках.
Представитель Wildberries, в свою очередь, подчеркнул, что компания «с особой внимательностью» относится к продаже и отгрузке на склад ювелирных изделий. По его словам, все продавцы стоят на спецучете в ГИИС. «Если селлер не включен в реестр, он не может продавать ювелирные изделия на площадке», — сказал собеседник газеты. Об этом же заявил и представитель Ozon. Он добавил, что на площадке «запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции».
Согласно действующему законодательству, пункты выдачи заказов, наряду с офлайн-магазинами ювелирных сетей, должны быть подключены к ГИИС ДМДК. Систему создали в 2021 году для сбора, хранения, обработки и предоставления информации о происхождении и обороте драгоценных металлов, камней и изделий из них. Если УИН ювелирного изделия отсутствует в реестре, это может означать, что оно не прошло обязательную государственную проверку на подлинность и качество, рассказала «Ведомостям» директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева.
По данным аналитического центра компании Sokolov, в 2023 году рынок ювелирной розницы вырос на 18% в денежном выражении, до 365,6 млрд рублей. Аналитики считают, что драйвером роста стали в том числе онлайн-продажи, доля которых в общей структуре рынка составила 24% в 2023 году против 19% в 2022-м. При этом более трети (34%) онлайн-продаж ювелирных изделий пришлось на маркетплейсы, отметила руководитель аналитического центра Алина Колпакова. По оценкам Sokolov, в 2024 году при отсутствии шоковых факторов российский ювелирный рынок достигнет 380 млрд рублей (+4% к 2023 году), а доля онлайн-продаж превысит 25%.
Источник: Forbes