Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году
Вступить в ассоциацию

Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году

20.03.2023
102
Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году

После снижения выдач в первом полугодии рынок МФО перешел в стадию восстановления. Увеличилась доля просроченной задолженности

  • За снижением выдач в I и II кварталах последовала реализация отложенного спроса — объем выданных в III квартале займов увеличился на 25% по сравнению со II кварталом. В IV квартале компании выдали уже на 3% меньше, чем в III квартале, в том числе это обусловлено эффектом высокой базы предыдущего периода. В целом год к году объем выданных займов вырос на 22%.    
  • Динамика объема выдаваемых в 2022 году займов во многом зависела от сегмента POS. Как показывает практика, микрозаймы на более крупные покупки достаточно чувствительны к общей экономической ситуации — после падения выдач в первом полугодии, в III квартале объем выданных POS-займов увеличился на 88%. В IV квартале снова последовало снижение.
  • В 2022 году активно развивался сегмент МСП — за год малому и среднему бизнесу было выдано 60 млрд рублей**, что на 19% больше, чем в 2021 году. Наиболее активный период роста сегмента — II квартал.

** Указанное значение не учитывает займы, выданные онлайн, которые были выделены в отчетности в качестве самостоятельной категории в IV квартале 2022 года (за 2022 год — около 9 млрд рублей).

В течение 2022 года портфель займов демонстрировал сдержанный рост — за год 11% (для сравнения за 2021 год — 32%). При этом качество обслуживания долга ухудшилось, о чем свидетельствует как высокое значение показателя NPL 90+ (в течение трех последних кварталов 34,5 — 34,6%), так и значительный объем проданной задолженности (в 2022 году цессия составила 57,6 млрд рублей — почти в два раза больше, чем в 2021, — 30,5 млрд рублей; или 4,6 млн договоров в 2022 году против 2,7 млн в 2021 году).

Рынок МФО сильно цифровизирован – все больше займов выдается посредством онлайн-каналов

Портфель онлайн-займов в 2022 году вырос на 53%. В IV квартале 2022 года 82% всех договоров было заключено онлайн (для сравнения: в IV квартале 2021 года  — 74%), некоторые компании в 2022 году развивали направление онлайн-займов малому бизнесу. Онлайн-сегмент является достаточно конкурентным и характеризуется более высокой концентрацией — на конец 2022 года около 80% онлайн-портфеля рынка приходилось на 25 компаний.


Доли сегментов в совокупном портфеле МФО, %
С IV квартала 2022 года в отчетности доступна статистика по новым категориям займов:
• самозанятые (онлайн и офлайн) — незначительная доля портфеля, менее 1%;
• МСП онлайн — дистанционную выдачу займов пока развивает небольшое количество компаний, доля такого портфеля чуть больше 1%;
• POS онлайн — также пока представлен у небольшого числа компаний (2,4%).

Основную часть займов компании продолжают выдавать под высокие процентные ставки

Более 70% объема потребительских займов в IV квартале было выдано в диапазоне дневной процентной ставки 0,8–1%, доля договоров, заключенных в данном диапазоне, — 82% от общего количества.

Более 40% объема выдач потребительских займов в IV квартале пришлось на займы с ПДН более 80% — значение оставалось стабильным на протяжении трёх последних кварталов.

Объем привлекаемых средств соответствовал ситуации на рынке. Компании более активно используют привлечение финансирования посредством выпуска облигаций

Объем привлекаемых МФО средств в 2022 году соответствовал динамике выдаваемых займов: снижение активности в первой половине года, рост объемов привлечения в III квартале. Объем привлечения в IV квартале 2022 года по сравнению с III кварталом сократился на 8% (портфель — на 13%), при этом значение выше показателей I — II кварталов. В основном снижение произошло за счет компаний, работающих в сегменте POS.

Кроме традиционных источников финансирования, в течение 2022 года семь МФК привлекли 1,3 млрд рублей путем выпуска и размещения облигаций, в целом обязательства по размещенным облигациям на конец 2022 года были у 11 компаний на общую сумму 12 млрд рублей.

Основой рынка МФО постепенно становятся крупные технологичные компании

Основную часть прибыли на рынке МФО формируют компании с портфелем свыше 1 млрд рублей: рынок МФО постепенно концентрируется, крупным компаниям проще соответствовать меняющейся экономической конъюнктуре и адаптировать свои бизнес-модели. Сформированная клиентская база и уровень технологического развития позволяют таким компаниям своевременно перестраивать скорринговые модели и продуктовую линейку под нужды заемщиков. Прибыль рынка за 2022 год выросла по сравнению с 2021 годом на 40%.

Количество прибыльных и убыточных компаний по итогам 12 месяцев 2022 года и совокупный финансовый результат таких компаний (млн рублей)


Портфель прибыльных и убыточных компаний по итогам 12 месяцев 2022 года




* Показатели на 31 декабря 2022 года и за IV квартал 2022 года представлены на основании данных предварительной отчетности на 31 декабря 2022 года.


Источник: Банк России