Вступить в ассоциацию

ЦБ требует включить в фирменное наименование обособленное слово "ломбард"

30.10.2016
9578206
ЦБ требует включить в фирменное наименование обособленное слово ломбард
Регуляторная нагрузка на ломбарды растет. В этот раз ЦБ потребовал от ломбардов в ближайшее время включить в фирменные наименования слово "ломбард". Причем не в любой словоформе, а в обособленном виде, то есть "ломбард" как таковой. Такая трактовка законодательства со стороны Центробанка потребует от участников рынка значительных расходов и еще больше сократит их число, предсказывают эксперты.

В июле ряд игроков рынка ломбардов получили письма от территориальных управлений ЦБ с требованием включить в фирменное наименование обособленное слово "ломбард". ЦБ ссылается на норму закона 196-ФЗ "О ломбардах". По мнению ЦБ, недопустимо использовать производные формы и словосочетания от слова "ломбард", а само слово "ломбард" в названии должно быть обособлено от других. Но в законе "О ломбардах" сказано лишь, что "фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму". Указания на то, что слово должно быть обособленным, в законе нет. Как рассказывают участники рынка, из письма регулятора следует, что норма закона не допускает использования в фирменном наименовании производных от слова "ломбард". Устранить "нарушения" от ломбардов потребовали до 1 августа, то есть уже к понедельнику. В пресс-службе центрального аппарата ЦБ подтвердили: "Буквальное толкование п. 2 ст. 2 закона "О ломбардах" предполагает необходимость включения в фирменное наименование ломбарда непосредственно формальной словоформы "ломбард"". Интересно, что указанная статья была в законе с самого его принятия в 2007 году, однако до сих пор словоформы в фирменных наименованиях ломбардов ЦБ не беспокоили. Впрочем, и регулятором рынка ломбардов ЦБ стал лишь в 2014 году, его первоочередной задачей было введение регулирования, надзора, а также расчистка этого рынка, и вот теперь дело дошло до формальностей, предполагают эксперты. Данное письмо на большинство участников ломбардного рынка произвело эффект разорвавшейся бомбы, говорит глава Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников. 

Для рынка ломбардов столь въедливый подход Банка России означает существенные трудовые, временные и материальные затраты на переименование и внесение изменений в документацию. По оценкам господина Соковникова, "внесение изменений в учредительные документы стоит от 10 тыс. руб., а за заменой названия последует необходимость заказывать в типографии залоговые билеты, а это еще до 10 тыс. руб. для одного ломбарда с одной точкой выдачи займов, затем нужно вносить изменения в банковскую карточку, вносить изменения в карту пробирной инспекции, в рекламные материалы, которые размещены для информирования об услугах ломбардов, и т. д.". Таким образом, затраты на смену названия составят от 50 тыс. руб. и выше, резюмирует он. 

Статистики, у скольких ломбардов ключевое слово использовано в названии не в той словоформе, нет. Но, по данным участников рынка, только в ЦФО как минимум у двух сотен ломбардов отсутствует в названии обособленное слово "ломбард". Так, например, проведенный анализ наименований ломбардов по данным базы kartoteka.ru показал, что довольно много ломбардов, специализирующихся на займах под залог автомобилей, используют в названиях исключительно словоформу "автоломбард". Нашлась даже компания, использующая в названии исключительно автословоформы под изобретательным названием "Автоломбард "Ломбардини"". 

Впрочем, определенная логика в действиях регулятора все-таки присутствует, признают участники рынка. "ЦБ преследует цель привести рынок к некоему единообразию, потому что производные от слова "ломбард" в названии все-таки этимологически отличаются от слова "ломбард" и могут вводить потребителя в заблуждение",— считает член правового комитета СРО МиР Алена Кончукова. 

ЦБ не впервые проявляет повышенный интерес к фирменным названиям участников финансового рынка. Так, с 2009 года в течение пары лет ЦБ периодически требовал от банков, использующих в названиях наименования государств, получить на них согласование или переименоваться. Правда, в итоге переименовались Банк Кипра в Лидбанк и банк "Мелли Иран" в Мир Бизнес банк, банк "Россия" получил разрешение на использование этого слова в своем названии, остальные участники требования о переименовании безболезненно проигнорировали: начался кризис и расчистка рынка, и на первый план вышли более серьезные проблемы. 

Ломбарды же намерены бороться за свои производные названия. "Мы рекомендовали участникам лиги написать ответное письмо в ЦБ с просьбой сослаться на соответствующий нормативный акт, где было бы четко указано, что слово "ломбард" должно быть обособлено, так как в законе такого требования нет",— говорит глава Лиги ломбардов Михаил Унксов. ЦБ не наделен правом толкования законов, а по духу этой статьи закона "О ломбардах" ясно, что из названия должно быть понятно, какую деятельность ведет организация, считает он.


Источник новости:

Сайт Газета "Коммерсантъ"



Я поддерживаю позицию ЦБ.