Ювелирный рынок растёт и уходит в онлайн
За первое полугодие 2024 года рынок ювелирной розницы вырос на 28,1%, до 205 млрд рублей. Такие данные приводит INFOLine. При этом продажи топ–11 ювелирных сетей за тот же период выросли на 40,9%, до 118,2 млрд рублей. Почти 80% из них приходится на тройку лидеров — Sunlight, Sokolov, "585 Золотой". Выручка петербургской компании "585 Золотой" в январе–июне составила 21,1 млрд рублей (+30,6% к соответствующему периоду прошлого года). Общее число торговых точек крупнейших ювелирных ретейлеров достигло 3,63 тыс.
Пан или пропал
Однако у некоторых ювелирных сетей дела идут отнюдь не блестяще. В 2022 году зарубежная сеть Pandora приостановила работу в России, после чего магазины были переименованы в Pan Club. В рейтинге INFOLine компания заняла последнее место с выручкой за первое полугодие 0,5 млрд рублей (–38%). В июле Сбербанк подал заявление о признании АО "Панклуб" банкротом. В начале октября Арбитражный суд города Москвы признал заявление обоснованным и ввёл в отношении АО "Панклуб" процедуру наблюдения.
Управляющий партнёр юридической компании "Энсо" Алексей Головченко напоминает, что ранее владельцем бренда Pandora в России была сеть "Связной", которую в конце 2023 года признали банкротом. "Вероятно, что кроме Сбербанка появятся и другие кредиторы, так как Pan Club, в отличие от Pandora, стал мультибрендовым магазином", — уточняет юрист.
Директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова отмечает, что магазины данной компании работают в Петербурге в точках с высоким трафиком, как правило, на первых этажах крупных торговых центров. В случае действительного банкротства компании на эти помещения достаточно быстро найдутся арендаторы. Вероятно, тоже из сегмента ювелирной розницы.
Места нарасхват
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко добавляет, что в последние месяцы на рынке стрит–ретейла Петербурга не наблюдалось большого количества новых открытий ювелирных магазинов, однако ситуация начинает меняться. Например, на Большом проспекте Петроградской стороны готовится открытие магазина Viva la Vika. Также скоро на Невском проспекте, 67, состоится открытие ещё одной точки сети Sokolov. "Ювелирным магазинам требуются ликвидные площади с витринами на основных торговых улицах, однако из–за низкой вакансии таких помещений немного", — уточняет эксперт.
Полина Фиофилова отмечает, что в Петербурге развиваются крупные федеральные ювелирные ретейлеры, но появляются и новые дизайнерские бренды украшений. Чаще всего они открывают один флагманский магазин или рассматривают открытие своей точки как переход из онлайна в офлайн.
Руководитель розничной сети "RS 1912 Русские самоцветы" Вячеслав Рогушин отмечает, что в 2024 году компания активно наращивала своё присутствие в Москве: открыто восемь магазинов, в планах открытие ещё одной торговой точки в ТРЦ "Европолис Ростокино". В Петербурге до конца года тоже появится несколько магазинов. В том числе в начале ноября состоится открытие в ТРЦ "Гранд Каньон".
"Рост относительно 2023 года обусловлен смещением спроса в более высокий сегмент украшений, а также инфляционной коррекцией цен в ювелирном сегменте. Клиенты больше обращают внимание на российских производителей. Мы положительно оцениваем перспективы ювелирного рынка в России. В 2025 году планируем наращивать темпы открытия новых магазинов и расширять собственное производство в Петербурге", — говорит Вячеслав Рогушин.
Переходят в онлайн
При этом в INFOLine замечают, что драйвером роста остаётся онлайн. Жители Петербурга покупают всё больше ювелирных изделий на Wildberries — там продажи в этой категории за первые три квартала 2024 года выросли на 19% в штуках и на 22% в рублях. Это почти не отличается от общероссийской статистики (21% и 30% соответственно).
В Wildberries уточняют, что все продавцы ювелирных изделий стоят на специальном учёте, который ведётся в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Если селлер не включён в реестр, он не может продавать ювелирные изделия на площадке. Отгрузка изделий на склад также проводится на особых условиях. Товары этой категории принимаются на хранение только на те склады, которые оборудованы "суперсейфом" (отдельное здание, изолированное хранение, охрана, а также допуск к товару определённых сотрудников).
В пресс–службе Ozon отмечают, что в России в первом полугодии спрос на ювелирные украшения вырос в 2,5 раза в денежном и в 1,9 раза в штучном выражении, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек в категории увеличился на 13%, а частотность заказов — на 22%. В Петербурге динамика несколько ниже: спрос вырос в 2,3 раза в деньгах и в 1,7 раза в штуках. Средний чек в категории увеличился на 12%, а частотность заказов — на 18%. На 72% стало больше петербуржцев, которые покупают ювелирные изделия на Ozon.
"Это можно связать с увеличением количества продавцов и, как следствие, растущим ассортиментом. Все ювелирные украшения, представленные на Ozon Fashion, имеют плашку “подлинное изделие”. Нажав на неё, пользователь может перейти в государственную систему, контролирующую оборот ювелирных изделий, и проверить разрешение продавца на их продажу", — рассказали в Ozon.
Источник: Деловой Петербург