Вступить в ассоциацию

Записки из ломбарда

23.01.2017
84985
Записки из ломбарда
Пе­ред этой встре­чей я вспо­ми­на­ла сво­е­го пе­да­го­га по Юве­ли­р­но­му ма­стер­ству. По­жи­лой су­ту­лый юве­лир с ух­мы­л­кой рас­ска­зы­вал, как сра­зу по­с­ле учи­ли­ща ра­бо­тал в ло­м­бар­де, и слу­чаи, свя­за­н­ные с этой ра­бо­той.

Так, не­ко­г­да огро­м­ной по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись укра­ше­ния с ка­м­ня­ми, ко­то­рые мно­гие оши­боч­но на­зы­ва­ли «а­лек­сан­д­ри­та­ми». Все зна­ли, что алек­сан­д­ри­ты — ка­м­ни не­о­бы­к­но­вен­ной до­ро­го­виз­ны и кра­со­ты, но ни­кто да­же не до­га­ды­вал­ся, что «а­лек­сан­д­ри­ты» в их укра­ше­ни­ях ско­рее ро­зо­вое ка­ле­ное стек­ло, не­же­ли ми­не­рал. В «ли­хие» 90-е, убе­ж­ден­ные в до­ро­го­виз­не из­де­лий, в ло­м­бард по­тя­ну­лись вла­дель­цы псев­до­ка­м­ней. И ка­ко­во бы­ло их разо­ча­ро­ва­ние, ко­г­да они узна­ва­ли прав­ду о сво­их из­де­ли­ях. Так, од­на­ж­ды, мой бу­ду­щий пе­да­гог до­вел по­жи­лую кли­ен­т­ку до об­мо­ро­ка, ло­в­ко до­став ка­мень из оправ­ки коль­ца и… вы­ки­нув его в ур­ну за не­ну­ж­но­стью.

Эти из­де­лия (с пре­крас­ной ли­га­ту­рой) и сей­час есть во мно­гих се­мьях, как на­след­ство, па­мять, по­дар­ки. Ча­ще все­го это кру­п­ные укра­ше­ния крас­но­го зо­ло­та с мас­сив­ны­ми встав­ка­ми. У мо­ей ма­мы то­же есть та­кое коль­цо. О том, что ка­мень в нем — са­мо­з­ва­нец — я мол­чу…

Так вот, пе­ред ин­тер­вью я вспо­ми­на­ла этот и дру­гие рас­ска­зы о ло­м­бар­дах и пой­ма­ла се­бя на мыс­ли, что са­ма ни­ко­г­да в ло­м­бар­де не бы­ла и тол­ком ни­че­го не знаю о спе­ци­фи­ке его ра­бо­ты. Бо­лее то­го, я ни­ко­г­да не ду­ма­ла, что смо­гу но­сить что-то, что при­на­д­ле­жа­ло ко­му-то ра­нее (­се­мей­ные узы не в счет). И бы­ло лю­бо­пы­т­но узнать, ка­кие не­о­бы­к­но­вен­ные из­де­лия и ка­м­ни по­яв­ля­ют­ся в ло­м­бар­дах и чем сей­час пу­га­ют его по­се­ти­те­лей­…

На во­про­сы от­ве­ча­ла Оль­га — ра­бо­т­ник се­ти ло­м­бар­дов.

Ан­на Щер­би­ни­на: Оля, рас­ска­жи, по­жа­луй­ста, как ра­бо­та­ет ло­м­бард? Ту­да при­хо­дит че­ло­век, ко­то­рый хо­чет что-то за­ло­жить, и…

Оль­га: И при­но­сит нам из­де­лия из дра­г­ме­тал­ла. Кон­крет­нее — укра­ше­ния из зо­ло­та, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные мо­не­ты, сли­т­ки, ча­сы. Та­к­же берeм сто­ло­вое и ста­рин­ное се­ре­бро, и кое-что из пла­ти­ны, но очень из­би­ра­тель­но. Ес­ли кли­ент до­во­лен оцен­кой, то, дав нам пас­порт, по­с­ле офор­м­ле­ния до­ку­мен­тов по­лу­ча­ет день­ги, и мо­жет по­том как вы­ку­пить, так и оста­вить у нас свои ве­щи на­со­в­сем. Не­ко­то­рые пу­га­ют­ся, ко­г­да об­на­ру­жи­ва­ют, что не­об­хо­ди­мо офор­мить до­го­вор, но в этом ни­че­го стра­ш­но­го то­же нет, усло­вия край­не про­з­ра­ч­ны и пол­но­стью озву­чи­ва­ют­ся на­ми в бо­лее про­стых сло­вах.

О­ля, я ни­ко­г­да не бы­ла в ло­м­бар­де, бо­лее то­го, я да­же не пред­став­ляю, что смо­гу но­сить что-то, ку­п­лен­ное там. Рас­ска­жи о ва­ших кли­ен­тах и ра­бо­те по­по­дроб­нее?

Не пред­став­ля­ешь, что смо­жешь но­сить? Се­рьез­но? (Улы­ба­ет­ся). Кли­ен­ты — со­вер­шен­но раз­ные лю­ди, при­шед­шие по раз­ным при­чи­нам. Ино­г­да это бы­ва­ют на­сто­я­щие ис­то­ри­че­ские пе­р­со­на­жи…




Исто­ри­че­ские?!

Вро­де то­го. Бы­ва­ет, при­хо­дят пе­р­со­на­жи из раз­ных эпох, раз­ных со­ци­аль­ных клас­сов. На­при­мер, лю­ди из 90-х, но уже без «ма­ли­но­вых пи­д­жа­ков» или да­моч­ки, сло­в­но из XIX сто­ле­тия, и ве­щи при­но­сят со­о­т­вет­ству­ю­щие. При­хо­дят биз­не­сме­ны и их же­ны. Как пра­ви­ло, та­кие лю­ди за­кла­ды­ва­ют ве­щи, со­о­т­вет­ству­ю­щие ста­ту­су, по­рой со­вер­шен­но ши­кар­ные.

З­на­чит, у вас в ло­м­бар­де есть брен­до­вые из­де­лия, а есть ли из­де­лия, ко­то­рые мо­ж­но на­з­вать вин­та­ж­ны­ми или во­в­се ис­то­ри­че­ски­ми?

Да, та­кие из­де­лия то­же встре­ча­ют­ся.

Та­кие из­де­лия как пра­ви­ло — до­ро­гое удо­воль­ствие, в ло­м­бар­дах то­же де­ла­ют на­цен­ку за ис­то­ризм?

Нет, це­ны адек­ват­ны. Да­же от­но­си­тель­но цен Цен­тро­бан­ка. Ни­ка­ких на­це­нок на та­кие из­де­лия как на ис­то­ри­че­скую цен­ность не про­из­во­ди­т­ся. Оцен­ка ис­то­ри­че­ской цен­но­сти — сло­ж­ный про­цесс, не всем до­сту­п­ный. Пред­ставь се­бе, то­г­да в ка­ж­дом ло­м­бар­де дол­жен быть не толь­ко оцен­щик ме­тал­ла, но и экс­перт по укра­ше­ни­ям ста­ри­ны. Вот это дей­стви­тель­но до­ро­гое удо­воль­ствие. Все из­де­лия оце­ни­ва­ют­ся оди­на­ко­во: от ко­лец на­ча­ла XIX ве­ка вплоть до на­ше­го вре­ме­ни. Толь­ко вес ме­тал­ла и ка­м­ни.



Бы­ли ка­кие-то слу­чаи, ко­г­да те­бе пы­та­лись сдать под­дел­ку за бе­ше­ные день­ги?

Да, бы­ва­ло та­кое (сме­ет­ся). Че­ло­век кав­каз­ской на­ци­о­наль­но­сти в за­те­м­нен­ных оч­ках по­ло­жил пе­ре­до мной ко­леч­ко бе­ло­го ме­тал­ла без обо­з­на­че­ний. По про­вер­ке бе­лое зо­ло­то, на гра­ни 500 про­бы, не впол­не по­нят­ное. Шта­м­по­ва­ли на­спех, то ли ку­стар­ное, то ­ли стиль та­кой… юж­ный… Бог его зна­ет (сме­ет­ся). И ка­мень… (О­ля по­ка­зы­ва­ет боль­шим и сред­ним паль­цем рас­сто­я­ние при­мер­но в 7 ми­л­ли­мет­ров).

Бу­лы­ж­ни­к!

Бу­лы­ж­ник. Спра­ши­ваю юж­но­го гра­ж­да­ни­на, что за встав­ка в ко­леч­ке? Бри­л­ли­ан­т! Бри­л­ли­ант, есте­ствен­но… В кар­ма­не но­сит, мда. На­чи­наю осмотр: цвет — с зе­лен­цой, огран­ка: сни­зу боль­шая ко­ле­та — шип сре­за­н… Ко­ле­та стра­ш­но ме­ша­ет, раз­дво­е­ние гра­ней не за­мет­но. Раз­гран­ка при­ли­ч­ная, рун­дист во мно­же­ствен­ных мел­ких ско­лах — ван­да­лизм, да и толь­ко. Я на­чи­наю про­ве­рять по всем при­бо­рам: и в уль­тра­фи­о­ле­те, и в по­ля­ри­скоп. По­ля­ри­скоп по­ка­зал дву­пре­ло­м­ле­ние — муас­са­нит. Муас­са­нит, ко­неч­но, име­ет свою сто­и­мо­сть, но с бри­л­ли­ан­том не срав­нить, при­ни­ма­ем та­кой пра­к­ти­че­ски да­ром.

О­це­ни­ла, на­з­ва­ла сто­и­мо­сть. Кли­ент спра­ши­ва­ет: «По­че­му так ма­ло?». «Ка­мень — не бри­л­ли­ант, оце­нен как муас­са­нит». По­се­ти­тель спра­ши­ва­ет, сколь­ко бы коль­цо сто­и­ло, будь это бри­л­ли­ант. Пе­ре­с­чи­ты­ваю, го­во­рю. Не от­хо­дя от при­лав­ка, кли­ент до­ста­ет мо­биль­ный те­ле­фон, на­би­ра­ет но­мер и на­чи­на­ет оже­сто­чен­но ру­гать­ся на сво­ем род­ном язы­ке. По­том по­во­ра­чи­ва­ет­ся ко мне и спра­ши­ва­ет: «Вы уве­ре­ны, что это муас­са­нит? Вдруг вы под­ме­ни­ли мой ка­мень под сто­лом?!» В го­ло­ве мель­ка­ет мысль: «Ко­неч­но, все­г­да имею ка­м­ни для под­ме­ны, всех цве­тов, раз­ме­ров и огра­нок, до­стаю и встав­ляю в оправ­ку не­за­мет­но, ло­в­кость рук» (сме­ет­ся). Спра­ши­ваю кли­ен­та: «И, как по-­ва­ше­му, я умуд­ри­лась бы это сде­лать?».

К­ли­ент не успо­ко­и­л­ся и спро­сил, при­но­си­ли ли мне по­доб­ные бри­л­ли­ан­ты. Услы­шав, что бри­л­ли­ан­ты та­ко­го раз­ме­ра, как этот ка­мень, при­но­сят очень ред­ко, про­из­нес: «У­чи­тесь» и по­ки­нул ло­м­бард. Учить­ся че­му? Раз­ве что учить­ся еще усер­д­нее, что­бы не по­па­дать­ся на по­доб­ные уло­в­ки. Что имен­но я дол­ж­на вы­у­чить — не­из­ве­ст­но, воз­мо­ж­но, как быст­ро и ле­г­ко те­рять день­ги, по­ку­пая муас­са­ни­ты вме­сто бри­л­ли­ан­тов.


Ка­кие еще ин­те­рес­ные из­де­лия бы­ли у те­бя на оцен­ке не­дав­но?

Не­дав­но при­хо­дил юве­лир, при­нес очень кра­си­вое коль­цо из жел­то­го зо­ло­та с бри­л­ли­ан­та­ми, ска­зал, что за­каз­чик от­ка­за­л­ся от не­го. По ка­кой при­чи­не — не по­нят­но. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя юве­лир вер­нул­ся и вы­ку­пил из­де­лие об­рат­но, ска­зав, что не мо­жет оста­вить та­кие хо­ро­шие ка­м­ни. Из­де­лие, дей­стви­тель­но, бы­ло пре­крас­ным.

Не­сколь­ко раз к нам при­хо­ди­ла од­на ле­ди, из­бав­ля­лась от ста­рых из­де­лий. Вне­ш­ний вид — сло­в­но со­ш­ла с те­ле­экра­на…

Ки­но­ди­ва?

Ди­ва, да. Вот как в юмо­ри­сти­че­ских пе­ре­да­чах по­ка­зы­ва­ют жeн оли­гар­хов – вот та­кая ди­ва, со все­ми ат­ри­бу­та­ми. И го­вор да­же по­хо­ж… Но, в от­ли­чие от юмо­рес­ки, эта жен­щи­на очень до­стой­ной про­фес­сии — учи­тель. Оче­вид­но, де­ти еe очень лю­бят. Сво­им не­пе­ре­да­ва­е­мым го­вор­ком она рас­ска­зы­ва­ла о не­пра­к­ти­ч­но­сти рас­кру­чен­ных брен­дов, их не­вы­год­но­сти и не­у­доб­стве. Фе­е­ри­че­ское ве­се­лье, на­до ска­зать. Пре­крас­ная жен­щи­на! (Хо­хо­чет)



То есть кли­ен­ты аб­со­лют­но раз­ные, сре­ди них про­фес­си­о­на­лы, и ро­сто­в­щи­ки, и лю­ди, по­пав­шие в бед­ствен­ное по­ло­же­ние?

Вер­но. На днях при­хо­дил че­ло­век, сло­в­но из 90-х, при­нес це­поч­ку, при­мер­но в пол­то­ра сан­ти­мет­ра ши­ри­ной, та­кая «з­ла­тая це­пь», как у Пу­ш­ки­на, по ве­су тя­же­лее со­вре­мен­но­го те­ле­фо­на, бо­лее 200 гра­м­м… Сто­и­мость бли­же к 330 000 руб. Кли­ент уже два­ж­ды пе­ре­за­кла­ды­ва­ет из­де­лие, а при за­ло­ге ка­ж­дый раз ин­те­ре­со­вал­ся, не при­хо­ди­ли ли к нам «брат­ки» с та­ки­ми це­пя­ми. Во­об­ще-то при­хо­ди­ли, как-то при­нес­ли це­пь, ко­то­рую оце­ни­ли на 150 ты­сяч руб­лей, еще ра­нь­ше — 130 ты­сяч. Еще на 170 ты­сяч руб­лей при­но­си­ли це­поч­ку с до­ста­точ­но спе­ци­фи­ч­ной му­суль­ман­ской под­вес­кой. Но по­ка эти 200 с ма­лым грамм зо­ло­та за три­ста ты­сяч – ре­корд. Брат­ки за­г­ля­ды­ва­ют, да.

О­пас­ная про­фес­сия. (Кон­ста­ти­рую я и вспо­ми­наю, как по­ги­б­ла на­ша од­но­ка­ш­ни­ца, в про­ш­лом — ра­бо­т­ник ло­м­бар­да. Застре­ли­ли гра­би­те­ли) То есть, эта це­поч­ка — са­мое до­ро­гое из­де­лие, ко­то­рое ты оце­ни­ла за все вре­мя до сих пор?


М­не ка­жет­ся, да. Еще од­на­ж­ды при­нес­ли бри­л­ли­ант, вес ка­рат. У не­го бы­ла очень стран­ная огран­ка, та­ка­я… ин­дус­ская. Ин­ду­сы гра­нят, не дол­го раз­мы­ш­ляя над вы­чис­ле­ни­я­ми точ­но­сти. Са­мой хо­ро­шей огран­кой, на дан­ный мо­мент, счи­та­ет­ся Из­ра­иль­ская, у них идeт не­з­на­чи­тель­ное от­к­ло­не­ние от огран­ки по Тол­ко­в­ско­му, что даeт не­у­ло­ви­мое пре­об­ра­же­ние ка­м­ня. Ра­нь­ше луч­шей счи­та­лась Со­вет­ская (­те­пе­рь, уже Рос­сий­ская), — ото­ш­ла на вто­рой план по ми­ро­вым стан­дар­там, уже да­ле­ко не та, не «Russian cut», как бы­ло ра­нь­ше.

Ви­к­тор Туз­лу­ков с то­бой не со­гла­си­л­ся бы. (С­ме­юсь)

Мы же про мас­со­вость го­во­рим. По ми­ро­вым стан­дар­там сей­час луч­шей счи­та­ет­ся имен­но Из­ра­иль­ская, осо­бен­но го­во­ря об огран­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней.

За­дам те­бе мой лю­би­мый во­прос, ко­то­рый за­даю всем лю­дям с ин­те­рес­ной про­фес­си­ей. У те­бя нет про­фес­си­о­наль­но­го пре­ло­м­ле­ния? Не бы­ва­ет та­ко­го: ты по­лу­ча­ешь в по­да­рок от лю­би­мо­го укра­ше­ние и тут… ка­мень пло­хо про­кра­шен, вклю­че­ния, ме­талл не­до­об­ра­бо­тан и про­чее?

Нет, та­ко­го не бы­ва­ет, по­то­му что укра­ше­ния я по­ку­паю се­бе са­ма. (С­ме­ет­ся) Да и но­шу всe это ред­ко, я из тех не­нор­маль­ных лю­дей, ко­то­рым боль­ше нра­ви­т­ся этим за­ни­мать­ся, чем но­сить. (Улы­ба­ет­ся)




Бы­ла ка­кая-то ве­щь, ко­то­рую се­бе хо­те­лось?

Бы­ва­ли очень ин­те­рес­ные из­де­лия. (О­ля до­ста­ет те­ле­фон, по­ка­зы­вая мне раз­ные ори­ги­наль­ные ве­щи­цы: ку­лон в ви­де клуб­ни­ки, об­сы­пан­ный мел­ки­ми ру­би­на­ми, не­о­бы­ч­ные бро­ши, до­ро­гие ко­лье, изыс­кан­ные се­реб­ря­ные серь­ги)

Это все уже про­да­но? Я бы ку­пи­ла эти серь­ги. (Я со­вер­шен­но влю­би­лась в се­реб­ря­ную па­ру. Оля сме­ет­ся: я со­в­сем за­бы­ла, как со­рок ми­нут на­зад бы­ла уве­ре­на, что не ку­п­лю се­бе что-то в ло­м­бар­де)

Так, раз­г­ля­ды­вая фо­то­гра­фии укра­ше­ний, я не­со­з­на­тель­но вы­с­чи­ты­ва­ла в ка­кую сто­и­мость мо­гут обой­тись по­доб­ные из­де­лия в ма­га­зи­не и мыс­лен­но при­ме­ря­ла не­ко­то­рые из них. Луч­шие дру­зья де­ву­шек из­ве­ст­ны дав­но.

Источник: Газета для профессионалов "Ювелирные Известия"