Вступить в ассоциацию

Ломбарды опоздали на маркировку

22.03.2024
94
Ломбарды опоздали на маркировку
Участники рынка просят снова сдвинуть сроки учета ювелирных изделий

Ломбарды просят перенести сроки, в которые все ювелирные изделия на их витринах и в остатках должны быть маркированы, с 1 сентября 2024 года на 1 января 2027 года. Участники отрасли жалуются на очереди в Федеральной пробирной палате, осуществляющей маркировку, рост издержек и риски снижения рентабельности. В палате между тем считают, что ломбарды просто «несвоевременно занялись проблемой» — сроки введения маркировки уже и так неоднократно переносились.

Национальное объединение ломбардов (НОЛ) обратилось в Минфин с просьбой перенести обязательную маркировку ювелирных изделий, выставленных для реализации на витринах, а также ювелирных остатков на 1 января 2027 года. В соответствии с текущими нормами, все изделия должны быть маркированы к 1 сентября 2024 года. “Ъ” ознакомился с текстом письма, направленного ассоциацией в министерство в феврале. С аналогичной просьбой в Минфин обратилась и Региональная ассоциация ломбардов, но уже в марте, уточнили собеседники “Ъ” на рынке.

НОЛ в своем обращении утверждает, что Федеральная пробирная палата перегружена маркировкой новых ювелирных изделий и физически не успеет в срок обработать 80 млн украшений, которые сейчас находятся у ломбардов.

Кроме того, участники рынка опасаются, что процесс маркировки потребует значительных затрат: на текущий момент их оценивают в 10 млрд руб. на общий портфель изделий в 60–75 млрд руб.  Жалуются ломбарды и на нехватку приборов для считывания микрокодов маркировки, что может осложнить оборот ювелирных изделий.

На золотые залоги, преимущественно в виде ювелирных изделий, приходится 85% ломбардного рынка. По оценкам Федеральной пробирной палаты, невыкуп составляет 20% от общего объема ювелирных изделий, которые сдаются в залог. В среднем 50% невыкупленных изделий подходят для продажи.

Рентабельность ломбардного бизнеса с введением маркировки снизится, соглашается совладелец сети «Первый ювелирный ломбард» Артем Евстратов, так как значительно увеличится срок оборачиваемости товара: «Если сейчас ломбард мог после истечения льготного срока выставить его сразу на витрину, то сейчас это займет от двух месяцев и более». Увеличатся расходы на логистику, охрану, оборудование, добавляет он.

Больше всего пострадают небольшие региональные ломбарды, уточняет господин Евстратов, «по крайней мере те, кто хочет оставаться в легальном поле и не продавать ювелирку из-под полы». Штрафы за отсутствие маркировки составляют 300 тыс. руб. на организацию.

1894 ломбарда зарегистрированы в реестре ЦБ по состоянию на 15 марта 2024 года.

Есть трудности и с тем, чтобы сдать изделия на маркировку в Пробирную палату — там живая очередь, прием только в определенные дни, добавляет Артем Евстратов. Запись на маркировку сейчас происходит уже только на октябрь—ноябрь, подтверждает гендиректор сети ломбардов «Фианит» Станислав Боронин. «Это лишает ломбарды возможности реализовывать невостребованные залоги именно через витрину. Конечно, есть возможность реализовывать как лом драгметаллов, но доходы ломбардов значительно снизятся: наценка при реализации через витрину составляет 20–30%, наценка на лом — 7%»,— говорит он.

В Минфине на запрос “Ъ” не ответили. В Федеральной пробирной палате считают, что ломбарды сами виноваты в сложившейся ситуации. «Основная проблема заключается в том, что все ждут до последнего момента, и это влияет на длину очереди,— пояснили там.— Первоначально предельные сроки маркировки остатков ювелирных изделий были установлены на 1 марта 2023 года, затем их перенесли на 1 марта 2024 года, а потом еще раз — на 1 сентября. Очередной перенос нужно оценивать с точки зрения риска, что ювелирные изделия снова останутся немаркированными. Если бы участники рынка обеспокоились этим заранее, за год, за полгода до установленного срока, эффекта "бутылочного горлышка" не было бы».

Источник: Коммерсант